Posted 9 сентября 2013,, 20:08

Published 9 сентября 2013,, 20:08

Modified 31 марта, 17:23

Updated 31 марта, 17:23

Предвыборная репетиция

9 сентября 2013, 20:08
Губернатор Ленобласти назвал выборы-2013 "генеральной репетицией перед масштабной кампанией сентября 2014 года". Но "актеры" плохо подготовились к "прогону спектакля" - до честных и открытых выборов еще далеко.

Евгений Ройзман победил на мэрских выборах в Екатеринбурге, Алексей Навальный едва не обеспечил второй тур в Москве. Эти события, в отличие от выборов в Ленинградской области и других субъектах СЗФО, привлекли внимание всей страны. Но именно электоральный процесс в регионах показывает, насколько мы еще далеки от честности и прозрачности.

В воскресенье днем пресс-служба «Справедливой России» Ленобласти сообщила о серьезных нарушениях в Коммунарском избирательном округе. Там проходили довыборы на вакантное место депутата областного ЗакСа. Кресло парламентария освободилось после того, как Евгений Петелин ушел на повышение в Совет Федерации. На место претендовали 11 кандидатов, из которых четверо шли как самовыдвиженцы, а семеро - от партий. В том числе и от "эсеров". Последние заявили, что их наблюдателя «вытолкнули из автомобиля», в котором члены УИК ехали собирать голоса с переносной урной .

Инцидент тут же получил огласку, региональному избиркому пришлось объяснять ситуацию. В официальной версии говорится, что наблюдатель «на ровном месте устроила скандал из-за того, что она едет не в той машине, где все остальные». «Некоторые кандидаты, которые чувствуют, что их положение не так хорошо, как у лидирующих конкурентов, начинают нагнетать ситуацию и применять методы давления на избирательные комиссии», - отмечается в письме начальника пресс-центра правительства Ленобласти Елизаветы Агамалян.

Однако представители независимой организации «Наблюдатели Петербурга» не считают, что скандалы на выборах нагнетались искусственно. «В той машине уже сидели двое наблюдателей, как потом выяснилось — муж и дочь председателя избирательной комиссии. Волонтера от «Справедливой России», конечно, никто не выкидывал, но ее отпихнули и не дали попасть на сбор голосов», - объяснил ситуацию руководитель группы наблюдателей по Ленобласти Дмитрий Наумов.

Выездное голосование в этот раз стало самой острой проблемой на выборах всех уровней. Наблюдатели объясняют: по закону граждане сами должны заявлять о том, что по уважительной причине не могут прийти на выборы. «По факту же в УИКи звонят старосты деревень, работники собеса и социальных служб и передают туда целые списки. Поэтому количество бюллетеней, которые члены УИК увозят с собой, намного больше реального количества голосующих», - говорит Наумов. На некоторых участках в области даже обнаруживались «мертвые души», то есть действительно умершие люди, занесенные в реестр то ли по инерции, то ли с целью фальсификаций.

Количество желающих принять участие в выборах на дому просто зашкаливало. 137 человек на одном участке — это много даже для Петербурга, не то что для деревни Малое Верево. Примечательно, что в присутствии независимых наблюдателей из 137 изъявили желание проголосовать только семеро человек. Остальных не оказалось дома, либо они вообще не собирались отдавать свой голос за кого бы то ни было.

«На одном из участков урну для голосования по домам избирателей возили два члена УИК, там проголосовали 65 из 70 человек. С другой урной пошли наши наблюдатели, и там из 70 проголосовали только 15. Чувствуете разницу?», - любопытствует Наумов. По его словам, когда активисты попросили посмотреть результаты одного из выездных голосований, оказалось, что во всех бюллетенях галочки стоят напротив фамилии кандидата от партии власти.

Похожая ситуация накануне сложилась и на выборах Псковской области - там члены избирательных комиссий просто отказывались брать наблюдателей на выезды. «Они это ничем не мотивировали. А на горячей линии избиркома сказали, что это "указание сверху", - отмечает координатор проекта «Едем наблюдать» Дарья Логинова. По словам волонтера, на многих избирателей на выездном голосовании оказывается давление, вплоть до угрозы поджечь дом. И люди голосуют так, как им говорят, потому что «им здесь еще жить».

Представители «Наблюдателей Петербурга» считают, что систему перебороть пока не удается.

На выборах в ЗакС Ленобласти на дому проголосовали 1 тыс. человек. Но отрыв выдвинутой "Единой Россией" Ларисы Пункиной от ее ближайшего соперника составил почти 3 тыс. голосов, то есть она могла победить и без применения дополнительных ресурсов. Но старые привычки, как известно, живут долго.

В единый день голосования в Ленобласти также выбирали депутатов в девяти муниципальных образованиях. Все мандаты достались представителям «Единой России», но, как говорят наблюдатели, нарушений в ходе выборов практически не выявлено.

«Переписывания протоколов не было. Только во Всеволожске, где победитель опередил соперника всего на 20 голосов, на участок якобы подвозили избирателей на такси, которые оплачивал один человек», - рассказали побывавшие в области волонтеры.

Некоторые наблюдатели, которым удалось поработать на выборах в других регионах, например, Новгородской области или Петрозаводске, в этот раз остались довольны процессом: теперь активистам уже не чинят препятствий при проходе в ЦИК, им показывают протоколы. Их уже не считают провокаторами, как годом ранее. Но расслабляться рано, потому что до честных и открытых выборов еще далеко, уверены они. Единый день голосования вызвал много вопросов, и не только по поводу переносных урн.

К примеру, камеры наблюдения были установлены не на всех участках Ленобласти. Все упирается в деньги и отсутствие в деревнях высокоскоростного Интернета. Получается, что наблюдателей лишают мощного элемента воздействия на потенциальных нарушителей. КОИБов в регионе вовсе не было — это тоже деньги. А между тем следующей осенью в Петербурге и в области состоятся выборы муниципальных депутатов. Губернатор Александр Дрозденко даже назвал выборы-2013 «генеральной репетицией перед масштабной кампанией сентября 2014 года». Репетиция, скажем честно, прошла не очень гладко.

Софья Мохова