Posted 15 сентября 2013,, 17:13

Published 15 сентября 2013,, 17:13

Modified 31 марта, 17:18

Updated 31 марта, 17:18

О близости Арарата и армянской культуре за чаем с лавашом

15 сентября 2013, 17:13
Герои встречи «Чаепитие по-армянски» рассказали о том, зачем кладут на плечи лаваш, почему на гербе Армении Арарат и зачем святить виноград.

В ИА «Росбалт» в рамках проекта «Лица Петербурга» прошел круглый стол «Чаепитие по-армянски». Героями нынешней встречи стали семья Эльмиры Бегларян и Виктора Расторгуева с детьми Мери и Маргаритой, а также представитель армянской общины Лилит Степанян и преподаватель танца Авар Габоян. Они рассказали о том, зачем кладут на плечи лаваш, почему на гербе Армении Арарат (а в составе страны его нет) и зачем святить виноград.

Первые армяне появились в Санкт-Петербурге почти сразу после основания города. Как рассказала Лилит Степанян, армяне создали свою общину в 1710 году. «Можно сказать, что мы в Петербурге почти с самого его основания», — заметила она.

В 1707 году родоначальник российской ветви рода Макаровых-Хастатовых Сафар Васильев обратился к Петру I с челобитной о разрешении торговать с немецкими землями напрямую из Санкт-Петербурга, поскольку путь через Архангельск был намного длиннее и дороже. Безусловно, Петр, чья задумка была именно такой — привлечь в Петербург купцов за счет более удобного выхода к морю, - полностью поддержал эту инициативу.

Первое упоминание об армянах, поселившихся в новой столице империи, относится к 1708 году, когда купец Лука Ширванов, владелец астраханских и кизлярских фабрик для выделки шелковых и хлопчатобумажных тканей, прибыл в Санкт-Петербург и основал свой торговый дом.

По словам Лилит Степанян, армяне вообще народ со старинными корнями. «Мы первые, кто принял христианство, и только через 600 лет после нас это сделала Русь. Мы дорожим своими традициями и пытаемся держаться вместе, где бы ни были», — рассказала она.

Принятие Арменией христианства явилось судьбоносным и эпохальным событием в истории народа. Армянская Апостольская церковь входит в семью Древних восточных церквей. «Ноев ковчег, согласно Библии, сел на мель на одной из гор земли Араратской. Мы гордимся этим, несмотря на то, что Арарат теперь находится в Турции. Арарат всегда в нашем сердце, его изображение можно увидеть на любой официальной символике. Надеюсь, что еще при нашей жизни Арарат вернется в состав Армении», - отметила она.

Впервые гора появилась на гербе Армении после провозглашения независимости Демократической республики Армения в 1918 году, которая также называлась «Араратской республикой». Арарат присутствовал на эмблеме Закавказской федерации, на гербе Армянской ССР, присутствует и на современном гербе Республики Армения, будучи дополненным изображением Ноева ковчега.

Территория, на которой находится Арарат, перешла от Армянской ССР к Турции по Московскому и Карсскому договорам 1921 года. Согласно легенде, в ответ на высказывание турецкого правительства против изображения на гербе Армянской ССР Арарата, не являющегося частью Армении, нарком иностранных дел Чичерин ответил: «На флаге Турции изображен полумесяц, но Луна не является частью Турции».

«Многих известных деятелей политики, истории и искусств дала Армения. К примеру, мало кто знает, что художник Айвазовский — армянин по происхождению, и писал он не только морские картины, но и горные пейзажи. В частности, Арарат», — рассказала Лилит.

Степанян также отметила, что свои традиции армяне чтут и в Петербурге. Императрица Екатерина подарила им место для строительства храма на Невском проспекте, против Гостиного двора, на участке бывшей Малой придворной конюшни. В 1791 году протоиерей Стефан (Лорис-Меликов) подал прошение о возведении небольшой каменной церкви и организации кладбища. Место под них впоследствии было отведено на берегу реки Смоленки рядом с лютеранским кладбищем. Около 1797 года церковь была освящена и получила свое нынешнее именование - Святого Воскресения Христова.

Помимо церквей в Петербурге есть даже армянская школа. Она расположена на Набережной Крюкова канала, 3.

«Армяне очень дружелюбный народ. Мы любим гостей неслучайно. Раньше не было никаких средств связи, кроме как путников. Поэтому проезжавших мимо путников кормили самым лучшим, обогревали и расспрашивали о последних новостях. Сейчас множество средств связи, но отношение к гостям осталось радушным», - рассказала Эльмира Бегларян. По ее словам, традиции гостеприимства — одни из самых важных в армянской культуре. «В армянском языке существует слово «тасиб» (честь, великодушие), оно играет большую роль в традициях. Чем больше «тасиба» у человека, тем больше стол он может накрыть для гостя. Про гостеприимство армян знают во всем мире, и тот, кому оно оказано, обязательно должен выпить и покушать. По мнению армян, чем чаще человек накрывает стол, тем больше ему вернется», - рассказала она.

Также в армянских традициях главными можно назвать свадебные обычаи, праздники и виноделие, секреты которого во многих семьях передаются из поколения в поколение. «Каждый год мы ходим в церковь святить виноград. Считается, что это несет благополучие. Согласно библейской легенде, Ной, спустившись на гору Арарат, посадил виноградную лозу — так было положено начало традиции виноделия в Армении», — пояснила Бегларян.

Свадьба у армян — это очень большой праздник. Ее церемониал включает сговор, обручение и само свадебное торжество. Гостей на армянской свадьбе много. В роли свидетелей выступают «крестные свадьбы». Как правило, это самая близкая, самая уважаемая семейная пара из окружения жениха и невесты. «До сих пор молодоженам на плечи кладут лаваш — это древняя традиция, согласно которой новая семья будет состоятельной и благополучной», - поведала женщина.

В завершении встречи Эльмира научила, как надо заворачивать лаваш и рассказала про армянские сладости. А Авар Габоян показал гостям, как правильно танцевать армянские танцы. «Все танцы основываются на символах. Мы сегодня разучили танец стенка на стенку, в которой показывается мощь и сила танцующих», - заметил он.

По его словам, раньше каждый судьбоносный бой начинался с воинственных танцев («ярхушта», «кочари», «берд») для поднятия духа и единения солдат. Сейчас танцы исполняются в память о предках.

Закончилась встреча вопросами учеников из 496 школы, которые являются фокус-группой проекта и которые на протяжении всех десяти встреч будут слушать презентации различных народов.

Отметим, что каждую неделю ИА "Росбалт" будет приглашать в пресс-центр семью, проживающую в Петербурге и сохранившую устои и обычаи своей национальности. Герои расскажут о своей жизни в городе, о сложностях, с которыми сталкиваются, и покажут, как приготовить чай, именно такой, как готовят на их исторической родине.

Встречи проходят в рамках проекта "Лица Петербурга". Отличительная черта Северной столицы — многонациональный состав населения. Для Петербурга эта особенность характерна в большей степени, чем для других городов России. Люди самых разных национальностей строили, создавали, формировали город на Неве и его уникальную атмосферу.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.

Ксения Чепига