Posted 24 сентября 2013,, 17:27

Published 24 сентября 2013,, 17:27

Modified 31 марта, 17:10

Updated 31 марта, 17:10

«Мурка» для скрипки с оркестром

24 сентября 2013, 17:27
В сфере искусства недопустимо действовать подобно слону в лавке с фарфором. Однако скандальные ротации на культурной ниве наводят именно на такие ассоциации. Но слон рано или поздно уйдет, а осколки останутся.

Скандальные ротации в нескольких ведущих симфонических оркестрах Петербурга, хамские увольнения музыкантов, громкие «оптимизации и глобализации» в других учреждениях культуры заставляют работников отрасли говорить не о премьерах и диссертациях, а неожиданно использовать совсем несвойственную себе лексику.

«Бабло побеждает добро», «коммерческая глобализация», «серые кардиналы и кардинальши», «распил денег» - такими вот далекими отнюдь не возвышенными словами описывали состояние в сегодняшней культурной среде Петербурга музыканты и деятели искусств на пресс-конференции в «Росбалте».

На встречу были приглашены Александр Титов, попросивший не называть его экс-дирижером Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра, а решивший остаться просто «профессором консерватории», его коллеги, а также депутат Заксобрания Максим Резник и еще одна руководительница с приставкой «экс» — бывший директор Российского института истории искусств (РИИИ) Татьяна Клявина.

Отставки Клявиной и Титова оказались, пожалуй, самыми громкими и скандальными событиями последнего времени. И самыми знаковыми.

Примечательно, что оба бывших руководителя искренне поблагодарили многочисленных журналистов за поддержку, которую оказала пресса в трудные для деятелей культуры дни. Правда, к победе это пока не привело: Татьяна Клявина так и не вернулась в свой родной РИИИ, а Александр Титов, по его собственным словам, сейчас просто «занимается оркестром и отрабатывает программу». Однако они оптимизма не теряют. «Да, я сижу не в РИИИ, а в другом месте. Но зато сам-то РИИИ остался благодаря поддержке журналистов и общественности. А ведь его могло бы уже не быть!» - говорит Клявина.

Титов тоже достаточно сдержан: «Движения против меня как дирижера и музыканта нет. Есть просто борьба за это место. Когда председатель комитета по культуре Василий Панкратов встречался с музыкантами оркестра после моего увольнения, и его спросили: "За что?", ответа мы так и не получили. Одни обтекаемые фразы об улучшении и оптимизации».

До сих пор не получен ответ на коллективное письмо музыкантов Государственного академического симфонического оркестра от губернатора Георгия Полтавченко. Интеллигентный Титов градоначальника оправдывает: «Полтавченко на следующий день после моего увольнения ушел в отпуск. Конечно же, это просто совпадение».

Его коллега, профессор консерватории, народный артист РФ Павел Егоров более категоричен. Он считает, что творящееся в Петербурге — это первые шаги к коммерческой глобализации, цель которой одна: распил бюджетных денег.

«История с РИИИ, развал оркестров, идеи Гергиева о слиянии учреждений культуры и оркестров — это все явления одного порядка, несущие коммерческий, а не творческий характер. Глобализация искусства наносит невероятный вред культуре, искусству и образованию. К чему это все приведет? К «Опере всем»! Слить все в одно, устроить на площадях публичный распил денег. Ведь не секрет, что те музыканты, которые участвуют в «Опере для всех», работают спустя рукава, потому что ответственности никакой. Подобные проекты направлены не на созидание, воспитание, а на распил денег», - считает народный артист России.

Татьяна Клявина, которая, по ее собственным словам, оказалась в начале всей этой кампании, говорит о том, что сейчас «идут круги по воде».

«На нас смотрят в том числе и в регионах - можно ли с руководителями подобного уровня так поступать? Поэтому сейчас особенно важно всему культурному сообществу принять важные решения, которые будут основаны на экспертных оценках. Должен быть институт экспертов, независимых от властей. А между чиновниками и профессионалами должен быть диалог, который эксперты помогали бы вести. Если задумали какие-то ротации и пертурбации — выйдите и расскажите об этом, и пусть эксперты решают, насколько это необходимо. К тому же уже наработаны соответствующие методики, в том числе в сфере искусства. В противном случае нет ни задач, ни целей, все воспринимается в штыки и выглядит как чистой воды произвол», - считает Татьяна Клявина.

Деятелей культуры поддержал Максим Резник, курирующий в Заксобрании профильное направление образования и культуры. Он считает, что власть в Петербурге вообще «слишком много на себя берет, действуя как слон в посудной лавке".

Как рассказал депутат, он недавно получил информацию, свидетельствующую о том, что ряд учреждений культуры, не представляющих интереса для определенных лиц, можно будет достаточно легко уничтожать путем обычного банкротства. Например, в руководящий состав одного из оркестров уже вошел некий арбитражный управляющий, не имеющий никакого отношения ни к оркестру, ни к искусству вообще. Но, видимо, знающий, как грамотно банкротить «ненужные» предприятия.

«Я полагаю, что в ротации нуждается не культура, а руководство этой сферы, - утверждает депутат. - Под колокольный звон денег в культурной среде происходит явно неладное. Все ротации должны быть обоснованными, но этого мы не видим. Некоторые представители ссылаются на то, что надо снижать численность «культурных работников», а оставшимся повышать зарплаты. Если таким образом городская администрация собирается выполнить указ президента о повышении зарплат в сфере культуры, то получается, что чиновники обманывают президента. В этой сфере нельзя так себя вести».

Максим Резник рассказал, что 26 сентября в узком кругу ожидается встреча депутатов и уволенных дирижеров с руководством профильного комитета. По словам парламентария, все надеются, что глава местного культурного ведомства Василий Панкратов ответит на вопросы и развеет сомнения вокруг скандальных ротаций. Однако, по словам участников встречи, надежды эти довольно призрачны.

«Мы пытались говорить с руководителям комитета по культуре. Натыкались на глухую стену. Они все идеи приписывают себе. Но так быть не может! Они прикрывают собой тех, кто отдает приказы», - считают музыканты, теряясь в догадках, какими такими благородными (или благодарными) порывами это вызвано.

Журналисты просили участников событий назвать имена тех конкретных людей, о которых все знают, но никто открыто не говорит. Либо называют исключительно кулуарно, как-то по-мультяшному: «серыми кардиналом» и «кардинальшей». Но интеллигентные спикеры и тут стушевались. Они полунамеками говорили о городских руководителх в сфере культуры.

Впрочем, по мнению собравшихся, конкретные имена в данном случае не столь уж важны — пусть играют, как умеют. Дело-то не в них, а в том, что останется потом в когда-то очень культурной столице России.

«Само обсуждение сложившейся ситуации — это уже угроза. Мы абсолютно уверены, что основные партии все-таки будут играть музыканты, художники, все остальные жители Петербурга", - говорят они. И со свойственным людям искусства воображением рисуют картинку: «Представляете пикет скрипачей перед Мариинским или восстание искусствоведов? Это все-таки посильнее «Мурки» будет».

Марина Бойцова