О «Википедии» на вепсском за чашкой чая с калиткой

Как правильно пить чай, какие духи живут в лесу и сколько рецептов пирогов есть у вепсов, рассказала семья Топаловых и глава национально-культурного вепсского общества Виктор Трифоев.


© Фото Александра Калинина

В ИА «Росбалт» в рамках проекта «Лица Петербурга» прошел круглый стол «Чаепитие по-вепсски». Героями нынешней встречи стали семья Топаловых, а также руководитель национально-культурного вепсского общества Виктор Трифоев. Они рассказали о том, как правильно пить чай, сколько рецептов пирогов есть у вепсов, зачем «Википедии» переходить на вепсский язык и какие духи живут в лесу.

Вепсы, как потомки древнего финского племени весь, относятся к коренным народам Северо-Запада России. «Видимо поэтому нас не отличить от русского человека в широком понятии этого слова. Мы светлые и очень похожи на всех остальных славян», - рассказал Виктор Трифоев.

По словам Игоря Топалова, кое-какие особые общие черты у вепсов все-такие есть: «Мужчины — высокие и худощавые, а женщины - маленькие и кругленькие. Ученые утверждают, что у вепсов своеобразные мочки ушей. Мы разглядывали друг у друга - не у всех они одинаковые».

Полагают, что наиболее ранние упоминания вепсов относятся к VI веку н.э. (остготский историк Иордан писал о племени вас). Русские летописи с XI века называют этот народ весью. Русские песцовые книги, жития святых и другие источники чаще величают древних вепсов именем чудь. «Вепсы воевали с князем Олегом и Игорем»,— рассказал руководитель национально-культурного вепсского общества.

Народ живет небольшими группами среди русского населения в Карелии и Ленинградской области. «По последним данным, в Ленобласти и Петербурге около 4 тысяч вепсов. Но живущие в разных местах — разные. Одни рыбаки, другие - охотники и лесники», — отметил Игорь Топалов. В Северной столице, по последним данным, проживает около 1 тысячи 700 вепсов. «Народ вымирает, но мы стараемся остановить этот процесс, восстанавливая язык», — рассказал он.Фото Александра Калинина

Сейчас около семи тысяч карельских школьников в 12 муниципальных образованиях изучают карельский, финский и вепсский языки. В прошлом году их было на 500 человек меньше, а в 2011 году — меньше на тысячу. В школах Сортавальского района финский язык входит в школьную программу.

Язык народа в разных местах различен. Выделяют три диалекта: северный, средний и южный. «Некоторые слова мы даже не понимаем друг у друга, но сама языковая группа одна — прибалтийско-финская. Вепс поймет финна, эстонца и частично венгра, - пояснил Виктор Трифоев.

"Разобщенность языка обусловлена тем, что вепсы изначально селились дворами вдалеке друг от друга. Это не особо общительный народ. Когда вы придете к ним в гости, они вас, конечно же примут и угостят традиционными пирогами, но зазывать на полный стол снеди не будут», — рассказал Игорь Топалов. «Вепсам, видимо, некогда было разговаривать: кушать на нашем языке - «со», а пить - «ё». Эти слова короче японских», - заметил Трифоев.

Если заглянуть в поваренную книгу народа, то больше всего можно найти мучных продуктов. «В прошлом году мы присутствовали при создании книги вепсской кухни. Так вот только одних пирогов в ней более 20 видов», - рассказал Топалов.

Пироги обычно выпекают из ржаной муки, иногда с добавлением ячменной или овсяной. Одним из любимых видов открытых пирогов являются калитки. «Калитки делаются довольно просто: раскатывается тесто и выкладывается начинка из картофельного пюре и сметаны. Есть еще пару секретов, о которых не принято всем говорить: их знают только вепсы и передают из поколения в поколение. Чай у нас принято пить из больших блюдец вприкуску с кусковым сахаром, никуда не торопясь», - поведал Топалов.Фото Александра Калинина

Жилища южных вепсов в большей степени сохранили традиционный интерьер северорусской избы со средним или низким подклетом. Традиционный костюм схож с одеждой северорусского населения, но есть и некоторые своеобразные черты. Традиционная мужская одежда вепсов состоит из рубахи и штанов с узким шагом. Рубаха обычно из неокрашенной материи, но украшена вышивкой по вороту, на рукавах и на подоле. В конце XIX — начале XX века бытовало два типа традиционной женской одежды: сарафанный и юбочный. Головным убором замужним женщинам служили повойник и сборник.

Что касается письменности, то она появилась только в 1932 году и в 1937 уже была запрещена. С конца 1980-х годов началось возрождение письменности с использованием как кириллической, так и латинской графических основ.

«Сейчас, к примеру, активисты создают страницы в «Википедии» на вепсском языке. Вепсская «Википедия» является одним из первых вики-разделов, написанных на языке одной из малых коренных народностей России, а также первым «российским» разделом, использующим латинскую графику в качестве основной. Обсуждалась также возможность написания статей на кириллице, однако в итоге было принято решение не принимать это нововведение.

Что самое интересное, больший вклад в это дело вносят участники, не владеющие вепсским языком и не являющиеся вепсами. По состоянию на 2012 год, в разделе был всего один активный участник, заявлявший ранее о владении языком как родным.

Вепсы — язычники. И, несмотря на то, что сейчас они признали христианство, языческие обычаи остались. «У нас особое отношение к лесу. Раньше было так: лес делился на куски, и каждый отвечал за свой — убирал его, вырубал или засаживал деревьями, следил за популяцией. Убивать животных старались только по необходимости, а не для удовольствия от охоты», — рассказал Трифоев.

У вепсов сохранились почитания ели, можжевельника, рябины, ольхи. Этот народ до сих пор передает древние мифы о медведе, волке, ласточке, бекасе, ястребе, щуке и змейке счастья. Из фольклорных жанров у народа популярны пословицы, былички, частушки и колыбельные песни.

«Кстати говоря, в избах колыбель всегда вешалась так, чтобы хозяйка могла и готовить, и общаться с ребенком. У нас матриархальная система, и жена всегда была главной», - заметила Светлана Топалова.

Народное искусство представлено резьбой по дереву, плетением из бересты, глиняной скульптурой малых форм, вышивкой, ткачеством.

Помимо письменности и языка у вепсов есть свой флаг: на зеленом полотнище помещен синий скандинавский крест с желтой окантовкой. «Он говорит о том, что леса и реки для нас — золото», — заключилТопалов.

Отметим, что каждую неделю ИА "Росбалт" будет приглашать в пресс-центр семью, проживающую в Петербурге и сохранившую устои и обычаи своей национальности. Герои расскажут о своей жизни в городе, о сложностях, с которыми сталкиваются, и покажут, как приготовить чай, именно такой, как готовят на их исторической родине.

Встречи проходят в рамках проекта "Лица Петербурга". Отличительная черта Северной столицы — многонациональный состав населения. Для Петербурга эта особенность характерна в большей степени, чем для большинства городов России. Люди самых разных национальностей строили, создавали, формировали город на Неве и его уникальную атмосферу.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.