Метро без гастарбайтеров

Станция «Спасская» наконец получила наземный вестибюль. На строительных работах замечены только отечественные кадры, а автор мозаичных панно подчеркивает русофильский характер своих произведений.


© Фото Евгения Зубарева

Метростроители Петербурга продемонстрировали журналистам готовность наземного вестибюля станции метро «Спасская», устроив пресс-тур по стройплощадке на Сенной площади и под землей.  

Как известно, станция «Спасская» функционирует с 2009 года, но все это время она работала без наземного вестибюля. На сегодняшний день, по словам главного инженера ОАО «Метрострой» Алексея Старкова, построены 85-метровый наклонный ход с четырьмя эскалаторами, которые обошлись в 200 млн рублей, примыкание к станции и наземный вестибюль. Отделочные работы выполнены на 80%, через две недели их обещают закончить. Тогда же будет благоустроена территория снаружи, вокруг вестибюля. Открытие станции для пассажиров запланировано на 7 ноября, к юбилею Великой Октябрьской социалистической революции. При этом вестибюль станции «Сенная площадь» будет закрыт на ремонт и пассажирам придется заходить туда через «Спасскую».  

Строительная площадка на Сенной площади огорожена высоким забором, за которым репортер «Росбалта» увидел десятки рабочих и массу строительной техники. Работы ведутся в высоком темпе, при этом никто не останавливал стройку в ходе визита толпы репортеров. Примечательно, что среди десятков рабочих не было видно ни одного гастарбайтера. 

Фото Евгения Зубарева

«У нас очень высокие требования к квалификации рабочих, поэтому на наших объектах трудятся граждане России – как инженеры, так и рабочие», - объяснила удивительную для современной стройплощадки картину пресс-секретарь ОАО «Метрострой» Екатерина Гигиняк.   

А главный инженер Алексей Старков разъяснил коллизию с торговым центром «ПИК-2», который планировался на месте вестибюля. Проект был неожиданно отвернут – когда стало ясно, что на площади будут строить собор Спас на Сенной. Напомним, что местная власть стала благосклонно смотреть на строительство культовых сооружений РПЦ в Петербурге после смены губернаторов – новый глава города Георгий Полтавченко является адептом православной ветви христианства.     

«Все говорили, что этот вестибюль будет временным, но я вас уверяю - на самом верху принято решение, что он будет постоянным. А досрочный ввод в эксплуатацию – это не следствие каких-либо ошибок проектирования. Просто раньше вопрос строительства вестибюля рассматривался в комплексе с проблемой наземного здания. Сейчас этот процесс разделили два объекта. Первоочередная задача – запустить вестибюль как транспортный узел, а с наземным зданием будут решать вопрос позже. По текущему плану благоустройства мы закатаем всю площадь вокруг в асфальт. Потом,в рамках будущего проекта благоустройства Сенной площади и строительства храма здесь все будет выполнено в одном архитектурном стиле», - сообщил главный инженер.

Фото Евгения Зубарева

Кроме того, в «Метрострое» учли негативный опыт прошлых лет, касающийся методов отделки полов, – ранее на «Адмиралтейской» при вводе станции так качественно отполировали полы, что пассажиры жалуются до сих пор. С учетом жалоб горожан обработка камня, используемого для облицовки пола, будет проводиться по другой технологии – полировать гранит не станут, напротив, нанесут на него специальные риски, чтобы улучшить сцепление подошв пассажиров с полом.

Актуальным стал вопрос с надежностью новых эскалаторов – многие горожане помнили, как сбои этих машин на станции «Адмиралтейская» испортили праздник открытия нового вестибюля.

«Вы думаете, что нас будет теперь такая традиция – ломающиеся на новых станциях эскалаторы? Нет, этого больше не будет. Мы очень тщательно работали с поставщиком, заранее испытали новые машины в своих цехах, и, если какая-то деталь вызывала сомнение, сразу возвращали ее и получали замену. Так что я не сомневаюсь, что при пуске этого вестибюля эскалаторы отработают как надо и дальше тоже выдержат все свои нормативы», - заверил Алексей Старков. 

Что же касается внутреннего убранства новой станции, то оно традиционно - для облицовки стен и пола использован желтый камень, а также белый мрамор из Греции, черный и коричневый гранит габбро из Финляндии. Стены украшают мозаичные панно с сюжетами из жизни Сенной площади XIX века. По словам художника мастерской «Смальта. Мозаика» Александра Быстрова, он не согласовывал сюжеты картин своих учеников с кем-либо из администрации города.  

«Сюжеты нашей мозаики согласовывались лишь со 150-летней историей Сенной площади. Никакой чиновник, никакой художественный совет не вправе переверстывать историю этого места. С площадью связано многие замечательные события. Вспомните хотя бы слова Некрасова: «Однажды днем часу в шестом зашел я на Сенную. Там били женщину кнутом, крестьянку молодую». Конечно, у нас сейчас не бьют женщин кнутом, но мы видим людей на этой площади – здесь не элита живет, здесь живут люди скромного достатка», - заявил художник «Росбалту».

«Сенная площадь пропитана историей. Площадь всегда принадлежала самому многочисленному классу - малоимущему. Здесь продавали то, что сами выращивали – морковку, капусту, картошку, а не какие-то экзотические фрукты. И персонажи той истории по сию пору живут здесь. Не гастарбайтеры живут, а русские люди! Запомнить это надо! И эти русские люди представлены здесь, на наших мозаиках. Вот на картине Родион Раскольников – он после каторги вернулся в Петербург. Вот Соня Мармеладова. Она растолстела, как все женщины с возрастом. А куда податься Раскольникову после каторги? В депутаты не возьмут, в полицию тоже. Он на Сенной будет ящики Сонечке таскать», - подчеркнул далее Быстров, позируя возле мозаик своих учеников.

Фото Евгения Зубарева

Художник поблагодарил метрополитен и православную церковь за возможность выполнять заказы для этих организаций. «У нас редко где можно применить мозаику, всю красоту людям заменил хай-тек. Многие новые сооружения выглядят как аэропорты – все функционально, но без души. Одна отдушина осталась для художников - метро и церкви. Низкий им всем за это поклон, что дают возможность реализоваться русскому искусству», - поблагодарил руководство этих структур Александр Быстров.  

Организаторы визита предложили журналистам спуститься вниз, к поездам метро, по уже смонтированным, но еще не подключенным эскалаторам. Там, по подземной платформе станции «Спасская», бодро вышагивали пассажиры, с изумлением рассматривающие толпу журналистов, неожиданно вывалившихся из-за синих стенок временных сооружений. 

Фото Евгения Зубарева

Правда, на героев романов Достоевского никто из участников этой встречи похож не был.

Евгений Зубарев

Видео можно посмотреть здесь.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.