Posted 11 октября 2013,, 19:20

Published 11 октября 2013,, 19:20

Modified 31 марта, 16:53

Updated 31 марта, 16:53

Молящиеся духам природы

11 октября 2013, 19:20
Марийцы верят в богов, покровительствующих природе. "Если идет дождь, и вы хотите попросить у богов, чтобы он прекратил, надо встать напротив ветра и воткнуть топор в землю. Дождь перестанет идти", - рассказывают они.

В ИА «Росбалт» прошла новая встреча «Чаепитие по-марийски» в рамках проекта «Лица Петербурга». Героями встречи стали cемья Черновых — Светлана и ее дочка Анастасия, председатель марийской национальной культурной автономии Санкт-Петербурга Раиса Саметова и преподаватель традиционного марийского вышивания крестом Надежда Гайдова. За чашкой чая они рассказали о том, как заварить чай по-марийски, по вышивке узнать судьбу рода, а также поведали, какой обряд нужно совершить, чтобы остановить дождь.

Хозяйка чаепития марийка Светлана Чернова поведала гостям о своей жизни в Санкт-Петербурге и о важности возвращения к корням.

В 18 лет она приехала в Северную столицу из маленького города Вятские поляны Кировской области, где исторический проживают марийцы. Здесь поступила в университет, вышла замуж и на какое-то время перестала интересоваться своей культурой. Вспоминала традиции лишь изредка, когда приезжала домой к родителям. Постепенно Светлана Чернова даже начала забывать родной язык. Но в один прекрасный день проснулась и поняла, что должна знать свои корни, понимать, откуда она родом. "Я случайно познакомилась с Раисой и постепенно стала принимать участие во всех культурных мероприятиях автономии. Чем старше становлюсь, тем четче осознаю, как важно знать традиции своего народа», - подчеркнула она.

Дочери Светланы Черновой Насте сейчас 6 лет, и мама берет ее с собой на все марийские праздники. Когда семья приезжает в Вятские поляны, бабушка учит внучку всем народным премудростям, поет ей песни и готовит традиционные вареники.

Попробовать национальные кушания - кравец, шанежки с творогом, блины и различную выпечку из ржаной муки - смогли и гости "Росбалта" - ученики 496 школы. Ребята обратили внимание на необычный ритуал чаепития марийцев - пока настаивается заварка, в чашу наливается молоко, затем - заварка и только после этого кипяток.

За чашкой чая школьники узнали много нового о традициях и культуре народа.

Марийцы горные

Республика Марий Эл, откуда исторически вышел народ мари, — одна из самых красивых и экологически чистых в стране. Это, несомненно, отразилось и в религии, и в культурной жизни людей - темой природы пронизаны все традиции и обряды.

Марийцы относятся к немногочисленным финно-угорским народам (общая численность - 600 тыс. человек), которые проживают в Марий Эл и близлежащих республиках. В Петербурге и Ленинградской области марийцев совсем немного - около 2,5 тыс. человек. В основном это те, кто приехал работать или учиться.

Среди марийцев можно выделить три этнографические группы: восточную, луговую и горную. Восточная в основном проживает за пределами Марий Эл, к востоку от реки Вятка, а представители луговой и горной - на территории самой республики.

На первый взгляд, название "горная" звучит несколько странно - на родине марийцев никаких гор нет. "Республика разделена рекой Волгой. Левый берег представляет собой низину, поэтому там марийцы — луговые, справа берега более высокие, соответственно, марийцы — горные, - объясняет преподаватель традиционного марийского вышивания крестом Надежда Гайдова. - Так, народ, разделенный рекой, имеет различия и в языке, и в костюмах, и в традиционных обрядах". Примечательно, что даже государственных языков в Марий Эл три: русский, марийский и горномарийский.

Две веры

Двоеверцы среди народов мари - частое явление. Один человек может исповедовать как православие, так и язычество. В советское время языческие обряды были под запретом, и только начиная с 90-х у марийцев появилась возможность вернуться к своим истокам. «Для совершения молений нам нужна священная роща. Сейчас в республике Марий Эл около 250 священных мест, выделенных администрацией и охраняемых законом, - рассказала председатель марийской национальной культурной автономии Санкт-Петербурга Раиса Саметова. - В Ленинградской области тоже есть священное место, недалеко от поселка Воейково во Всеволожском районе. Место официально согласовано с администрацией, и там мы уже второй год отмечаем наши праздники».

Марийцы очень бережно относятся к природе. По словам Саметовой, в их религии это самое главное, поэтому богов, покровительствующих природе, несколько — мать земли, мать воды, хозяин леса. Если к земле относиться бережно, то и она ответит взаимностью, уверены они.

Любопытно, что представители народа обращаются к богам с просьбой помочь в борьбе с природными стихиями. "Если в сельской местности идет дождь, и вы хотите попросить у богов, чтобы он прекратил, надо выйти, встать напротив ветра и воткнуть топор в землю. Дождь перестанет идти. Я несколько раз убеждалась в том, что это работает» - рассказала председатель марийской автономии.

Основные праздники марийской религии отмечаются на природе. Осенние и весенние моления, которые проводят карты (жрецы), проходят в священной роще. Жрецы молятся за здоровье всех пришедших, чтобы земля была плодородной, чтобы на земле воцарился мир, а в благодарность богам приносят жертву — барана или птицу. В Санкт-Петербурге моления проводят жрецы, специально приглашенные из Марий Эл.

«Пеледыш пайрем», что переводе означает «праздник цветов», отмечается марийцами по всей стране. Он проводится после завершения весенне-полевых работ. В этот день марийцы от души веселятся, поют, пляшут.

Традиционная марийская свадьба также относится к большим событиям, отмечается с размахом и включает в себя множество канонов и обрядов. «Свадьба всегда начинается с дома жениха. Там собирают процессию, которая поедет за невестой. Затем везут невесту в дом жениха. Дорогу перед воротами подметают веником. И только после этого свадебная процессия может зайти. Прежде чем сесть за праздничный стол, все гости должны пройти вокруг него по часовой стрелке, убирая трерриторию веником. Только после этого невеста делает первые шаги. Во время застолья она первая дарит подарки родственникам жениха, потом гости говорят слова напутствия жениху и невесте, а после начинается веселье, песни и пляски. Пары, которые женятся по марийским традициям и обычаям, встречаются и сегодня», — рассказала Раиса Саметова.

История рода в вышивке

Вышивка крестом - это одно из ремесел, которым славились марийские рукодельницы. Различными орнаментами украшалась вся национальная одежда. Ткани были домотканные, сделанные из льна, конопли. Красили основу и нитки в домашних условиях натуральными красителями, поэтому в вышивках преобладали красный, коричневый, бордовый и черные цвета. Костюмы украшались узорами солнца, животных, природы.

“Часто в вышивку закладывали информацию о роде семьи, и если обладать нужными знаниями, то по вышивке можно прочитать историю рода, - отмечает Надежда Гайдова. - В современное время на национальных костюмах преобладает фабричный орнамент, но нам удалось сохранить традиции вышивания крестом, и теперь мы передаем свои знания другим".

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.

Мария Хитаришвили