Posted 18 октября 2013,, 15:32

Published 18 октября 2013,, 15:32

Modified 31 марта, 16:46

Updated 31 марта, 16:46

Госдуме напомнят о синявинских штыках

18 октября 2013, 15:32
Петербургские архитекторы одобрили концепцию создания мемориальной зоны на территории, где шли бои по прорыву блокады Ленинграда. Эксперты уверяют, что если не реализовать задумку в ближайший год, то больше шанса это сделать не представится.

Совет по архитектурному и историческому наследию Петербургского союза архитекторов одобрил концепцию проекта по созданию мемориальной зоны на территории боев по прорыву блокады Ленинграда. Речь идет о Кировском районе Ленинградской области. Это именно там, где, как повествует «Волховская застольная», бойцы советской армии «в Ленинград пробирались болотами, горло сжимая врагу». Проект был предложен архитектурным бюро «Литейная часть-91», которым руководит Рафаэль Даянов.

Планируется, что после окончательного утверждения союзом архитекторов документ будет отправлен на рассмотрение межфракционной рабочей группы Госдумы. Идеальным итогом работы этой группы должно стать постановление правительства РФ о создании стационарного государственного исторического музея в зоне прорыва блокады Ленинграда, включающего военно-мемориальную зону на участке прорыва.

Почему архитекторы вернулись к планам создания мемориальной зоны Волховского фронта, понятно. 27 января 2014 года исполнится ровно 70 лет со дня полного освобождения города-героя от фашистской блокады во время Великой Отечественной войны, а в мае 2015 года страна будет отмечать 70-летие Победы. А когда же еще наши чиновники вспоминают о «любви к родному пепелищу, любви к отеческим гробам», как не в «круглые» даты?

Согласно концепции, мемориальная зона «Гайтолово» войдет в так называемый «зеленый пояс славы» - комплекс мемориальных сооружений на рубежах битвы за Ленинград в 1941—1944 годах, созданный во второй половине 60-х годов. Речь о таких местах как роща «Круглая», Гонтовая Липка, Тортолово, Гайтолово, Мишкино, Поречье, Вороново. Специалисты отмечают, что эти окрестности, которые назывались не иначе как «проклятыми», являются незаслуженно забытыми. Между тем из пяти попыток прорыва сухопутной блокады Ленинграда четыре пришлись именно на Шлиссельбургско-Синявинский выступ. Потери, которые понесли наступающие войска, превысили 117 тысяч человек. Из них, по сведениям Министерства обороны, погребено только 37 тысяч бойцов.

Концепция подразумевает объединение выявленных братских захоронений и существующих мемориалов в единый комплекс. Все они будут соединены узкими грунтовыми дорогами.

Отметим, что впервые идея создания памятной зоны на рубежах Волховского фронта появилась в 1978 году. Проект был подготовлен НИИ «Ленгипрогор». Он подразумевал мемориализацию территории около 300 кв. км. Однако, по сути, эти планы вылились в создание диорамы «Прорыв блокады», которая была открыта в 1985 году.

В конце 2000-х годов к территории, на которой когда-то проходили ожесточенные бои, начали подтягиваться бизнесмены разного уровня. Их приход сопровождался скандалами. В частности, предпринималась попытка протолкнуть идею создания вблизи Синявинских высот полигона по ТБО. Она успехом не увенчалась. Затем вспыхнул скандал с обустройством песчаного карьера рядом с озером Барское.

«Мне не совсем понятно, почему роль Волховского фронта умалчивается. Вы, конечно, можете сказать, что у нас есть Невский пятачок и Синявинские высоты. Но существуют еще и окаянные, проклятые, чертовы Тортолово, Гайтолово, роща Круглая, которые политы кровью наших предков», - недоумевает доцент исторического факультета СПбГУ, директор Центра изучения военной истории, командир студенческого поискового отряда «Ингрия» Евгений Ильин.

В свою очередь общественный деятель Валерий Селиванов констатирует, что сегодня места прорыва блокады выглядят просто ужасно. «Приходишь на Невский пятачок и видишь пасущихся коров. Приезжают молодожены, и начинается какая-то пьянка. Пора все эти мемориальные территории очистить и оградить», - заявил он.

При этом сторонник создания зоны отметил, что буквально в 10 минутах езды от пятачка в Сологубовке расположено немецкое кладбище — самое крупное захоронение бойцов Вермахта на территории России. Этот комплекс находится в идеальном состоянии.

Со своей инициативой выступил и глава администрации города Кировска Алексей Кольцов. Он считает, что государству нужно выкупить бывшую 8-ю ГЭС имени Кирова, с которой также связана история Невского пятачка. Станция сегодня находится в частной собственности и пребывает не в лучшем состоянии. В случае выкупа объект также можно было бы включить в памятную зону.

Отдельные представители поисковых отрядов отмечают, что идея создания на этой мемориальной территории узких грунтовых дорожек не совсем правильная. Объясняли они это просто: пройдет десяток лет, и памятники потребуют ремонта. Возить же стройматериалы по грунтовке неудобно. Кроме этого они посчитали нужным включить в концепцию условия допуска поисковых отрядов на территорию, после того как она получит статус памятника.

Все участники Совета по архитектурному и историческому наследию пришли к единому мнению, что мемориальная зона Волховского фронта должна существовать. Однако не обошлось без споров. Так, например, Валерий Селиванов настаивает на том, что центром зоны необходимо сделать открытую в 1985 году диораму «Прорыв блокады». А руководитель информационно-аналитического центра «Помним всех поименно» Александр Несменов уверен, что в центре должен встать новый храм святого Благоверного Великого Князя Александра Невского, который возводится рядом со станцией Апраксин.

О чем не стали рассуждать на заседании совета, так это о деньгах. Назвать даже примерную сумму, которую необходимо вложить в комплекс, никто не решился.

В кулуарах петербургского Дома архитекторов, в котором и проходило заседание, специалисты, отстаивающие концепцию создания мемориальной зоны, рассказывали, что другого шанса реализовать памятный проект может и не представиться. Просто таковы реалии. Они вспоминали проведенное в январе в Петербурге заседание председателя Госдумы РФ Сергея Нарышкина, посвященное 70-летию прорыва ленинградской блокады. На нем спикер парламента говорил о необходимости проработать вопрос придания особого статуса территории, на которой проходили бои Волховского фронта. Однако дальше слов дело не пошло. Энтузиасты считают, что если в ближайший год новая задумка не получит хода, то в лучшем случае к ней вернутся только лет через десять, к очередному юбилею.