Posted 28 октября 2013,, 17:20

Published 28 октября 2013,, 17:20

Modified 31 марта, 16:37

Updated 31 марта, 16:37

«Самая позитивная нация» из анекдотов

28 октября 2013, 17:20
О жизни евреев в Петербурге в советские годы, о самых смешных анекдотах и том, почему в домах верующих всегда два комплекта посуды разных цветов, рассказали раввин Даниель Аш и его семья.

В ИА "Росбалт" в рамках проекта "Лица Петербурга" прошел круглый стол "Чаепитие по-еврейски". Героями нынешней встречи стал председатель еврейской общины Борис Финкельштейн, а также семья руководителя еврейского центра "В Приморском" раввина Даниеля Аша - его супруга Ривка с детьми Нехабом и Менди.

В Петербурге первые евреи появились, как и многие народы, в момент основания города. Согласно сохранившимся сведениям, евреями, в частности, были любимый шут Петра I марран Ян д'Акоста, штаб-лекарь лейб-гвардии Семеновского полка Абрам Энс и первый генерал-полицмейстер Петербурга Девьер. «Вся многотысячная история евреев построена на том, что наша нация не могла спокойно жить в одном месте. Евреев можно встретить на любом материке, в любой стране», — рассказал Борис Финкельштейн.

Спустя несколько десятилетий евреи начали приближаться к новой столице. Однако, в России тогда существовала черта оседлости - селиться они могли только за городом. Залогом пребывания евреев в Петербурге был переход их в православие. Существовали, конечно, исключения из правил. «Евреи очень часто занимали ключевые должности. Так повелось, что эта отличительная черта сопутствует многим поколениям», - отметил Финкельштейн.

Например, Зундель Гирш поставлял серебро на Монетный двор Екатерины I. По указу 1727 года его должны были выселить, но тогда казна понесла бы убытки. И по решению Тайного совета его оставили, «пока по контракту остальное серебро из-за моря не доставит». Екатерина II официально запрещала проживание евреев в городах, но, учитывая государственные интересы, тайно поощряла пребывание отдельных представителей национальности в Петербурге. При ней, кстати, в результате всех разделов Польши Россия вдруг стала местом пребывания самой большой еврейской общины в мире. Как итог - уже в 1820 годах в городе официально проживало около 370 евреев.

Еврейское население Петербурга значительно увеличилось в пятидесятые-шестидесятые годы после реформ Александра II, когда вне «черты» было разрешено селиться купцам первой гильдии, людям с высшим образованием, ремесленникам и отставным нижним чинам. И все же евреи составляли не более одного процента населения столицы.

Либерализм Александра II привел к резкому росту еврейского населения. В 1868 году по официальным данным в Спасской части проживали 635 человек, в Московской - 423, в Казанской – 324. Всего в Петербурге насчитывалось 2612 евреев. По данным переписей по вероисповеданию и языку, год спустя в Санкт-Петербурге проживало 6624 еврея и 6745 носителей еврейского языка.

В 1863 году в городе появился первый раввин. В 1893 году была открыта Большая Хоральная Синагога. «Как вы знаете, в этом году синагога празднует свое 120-летие. Она — не только символ духовной жизни евреев, но и прекрасное архитектурное творение. Вестибюль Хоральной синагоги обладает уникальной акустикой — слова, произнесенные шепотом, можно услышать на расстоянии более 10 метров. Сейчас, в год празднования юбилея, мы приглашаем в гости людей, интересующихся историей и культурой евреев», - отметил Финкельштейн.

Общению с семьей приходится учиться заново

В начале прошлого века центр еврейской жизни в Петербурге переместился в Коломну, где и расположено большинство еврейских достопримечательностей. К примеру - здание бывшей еврейской гимназии (дом №18 на Театральной площади). Гимназия открылась в 1906 году в Никольском переулке, 7 (сейчас улица Мясникова), а затем переехала в старинное здание на Театральной площади.

«Известно, что евреи не работают в субботу. Есть свод правил, который регламентирует любую работу: от тяжелой физической до обычного нажатия кнопок и включения электричества. В русских традициях суббота хоть и выходной день, но не у всех и не всегда. К примеру, российские школьники совершенно спокойно учатся по субботам. Для того, чтобы еврейские дети не были обречены на десятилетнее несоблюдение правил, создаются еврейские школы, где нет учебы по субботам, а также есть различные предметы, на которых рассказывается про традиции», — отметил руководитель еврейского центра, раввин Даниель Аш.

По его словам, только на первый взгляд кажется, что еврейским школьникам повезло. «Суббота должна проходить за молитвами и общением с семьей. С одной стороны, это просто и естественно, с другой же, наоборот, современные люди отвыкли от общения друг с другом, и оказавшись в одном помещении без электричества и мобильных устройств, не знают о чем говорить с родными. Приходится учиться заново. Семья и религия в еврейской традиции — самое важное, что есть у человека», — добавил раввин.

Сейчас в Петербурге работает несколько еврейских школ. «Вообще, учебные заведения для еврейских школьников и студентов в Петербурге долгое время были сказкой. В советское время мы вынуждены были скрывать свои корни, многие меняли фамилии, чтобы иметь возможность жить обычной жизнью и получать образование, а потом и работу. Кто мог - уезжал, а те, кто не хотел отрекаться от традиций, — жили скудно, были репрессированы и подвергались насилию. Мои родители были обычными инженерами, и долгое время не могли заявить о себе, а когда решились и подали прошение об эмиграции, на них обрушилась лавина неприятностей. Но евреи всегда были дружным народом, и организовывали подпольные встречи, помогали нуждающимся, связывались с заграничными родственниками и пытались поддерживать друг друга. Мы, пожалуй, самая позитивная нация», - рассказал Аш.

Именно это позитивное мышление в суровые времена привело евреев к славе в анекдотах. «Нас ни в коем случае не смущает огромное количество анекдотов про евреев, мало того, мы часто сами делимся ими. Ну и, конечно, никуда не деться от «хита»: «а как у вас не падают шапочки?». Открою страшную тайну — кипа, а именно так называется «шапочка», не приклеена, она просто держится сама собой», - заметил раввин.

Вообще, традиции ношения кипы мальчики учатся с детства. Уже в три года малышу надевают кипу и приучают к тому, чтобы он не очень сильно крутился и постоянно помнил, что «над ним кто-то есть». Сегодня по фасону кипы еще до начала разговора можно определить даже жизненную парадигму человека: владелец бархатной, скорее всего, будет глубоко религиозным человеком, в кожаной появится модник, в вязаной — любитель Израиля, а в атласной еврей пойдет на торжественное мероприятие. Для евреев постоянное ношение кипы - относительно недавний обычай, ему не более 1500 лет. «Замужние женщины также должны ходить с покрытой головой. Современные технологии позволяют делать это незаметно. К примеру, моя жена сейчас в парике», - пояснил Даниель Аш.

Непарнокопытные к столу не допускаются

В завершении встречи гости рассказали о кошерной пище. «Проще говоря, это еда, приготовленная по очень жестким правилам. Их много и невозможно перечислить все. Если привести пример, то молочная продукция не должна лежать в посуде, где было мясо и наоборот, поэтому в еврейских домах всегда два комплекта посуды разных цветов. Мясо можно есть только того животного, которое обладает двумя признаками: является парнокопытным и жует жвачку. Есть определенные правила соблюдения чистоты на кухне, забоя животных, сочетания продуктов и так далее», - рассказал аввин.

По его словам, попробовать такую пищу можно в нескольких петербургских ресторанах. «Вообще, сейчас довольно много мест, где можно отведать ту или иную кухню. В Москве есть даже кошерная «Шоколадница», - добавил он.

Фокус-группа учеников 28 и 496 школ, которые посещают все встречи, попробовала традиционный новогодний кекс с яблоками и медом, символизирующий процветание в новом году. «Скоро Новый год, поэтому мы принесли этот пирог. Согласно преданию, если съесть его в новогоднюю ночь, то все будет хорошо. Мы желаем всем хорошего года», - заключил Аш.

Ксения Чепига

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга