Posted 8 ноября 2013,, 17:10

Published 8 ноября 2013,, 17:10

Modified 31 марта, 16:27

Updated 31 марта, 16:27

«Кастетом» по балету

8 ноября 2013, 17:10
Минкультуры влезает с собственными уставами в чужие культурные и учебные пространства, игнорируя не только мнение профессионалов, но и не считая нужным информировать коллег и даже губернаторов о своих планах.

Министерство культуры влезает с собственными уставами в чужие культурные и учебные пространства, игнорируя не только мнение профессионального сообщества, но и не считая нужным информировать коллег и даже губернаторов о своих планах. Получается не только некультурно, но и противозаконно.

Главе Минкультуры Владимиру Мединскому надо было работать в разведке. О том, что через час «выкинет» уважаемый министр, неизвестно, похоже, даже его окружению. Он, кажется, умеет говорить «нет», которое означает «да», виртуозно обходить острые углы, неудобные лично для него, и отважно бросаться на амбразуру, руководствуясь лишь ему понятным мотивами. Что произойдет потом — не суть важно. Мединский не боится играть и переигрывать, если, простите за каламбур, слишком сильно заиграется. А сколько людей поляжет — ничего. Новых нарожаем.

Так произошло с Российским институтом истории искусств, когда первоначальное клятвенное обещание министра «нет, никого не тронем, не слушайте сплетни, все ок!» превратилось в громкое увольнение любимого коллективом директора РИИИ Татьяны Клявиной и глубочайший кризис в научном коллективе, продолжающийся по сей день. Так происходит и сейчас в уникальном, одном из старейших в мире учебном балетном заведении — знаменитой Вагановке, которой 275 лет.

«Росбалт» писал о том, что 28 октября вплоть до начала экстренной пресс-конференции в стенах Академии русского балета даже ректор академии Вера Дорофеева не знала о том, что она уже уволена. Не знала об этом и уважаемая худрук Вагановки Алтынай Асылмуратова. Слухи, конечно, ходили, но в Министерстве культуры очень культурно отвечали, что (смотри выше) «нет, никого не тронем, не слушайте сплетни, все ок!».

Однако уволили. А дальше все пошло по накатанному сценарию - как и в РИИИ). Срыв произошел только в одном: «ботаники» из Российского института истории искусств оказались все-таки менее громкими, чем дети Терпсихоры. Незабвенная «область балета», в которой мы впереди планеты всей, грохнула громче, чем вотчина ценителей Гомера.

Уже спустя несколько дней после памятной пресс-конференции Минкультуры переиграл ситуацию, видимо, посчитав, что увольнение Алтынай Асылмуратовой может привести не только к рыданиям нежных балетных ланей (которые, действительно, вынужденно сорвали учебный процесс 28 октября), но и к более серьезному росту напряженности. С формулировкой «дабы не лишиться преемственности учебного процесса» договор с худруком был продлен.

Но «балетных» это не удовлетворило. Довольно хамское отношение вынудило их написать письмо президенту России Владимиру Путину, в котором говорилось о странном отношении главы культурного ведомства к собственно культуре и ее представителям.

Путин почему-то не ответил, зато ответил Минкульт, хотя туда никто из артистов, собственно, и не обращался.

Владимир Мединский и его заместитель Григорий Ивлиев решили ответить за президента. Они написали в АРБ ответное письмо, в котором предложили «дать Николаю Цискаридзе время разобраться в ситуации» на посту руководителя Академии балета.

И тут почти повторилась ситуация, уже частично пройденная в РИИИ. Там ученые вынужденно вышли из своих библиотек, а здесь народные, заслуженные и просто артисты отошли от станков и засели за документы. И выяснили, что в данном случае Минкульт не просто поступил по-хамски. Он еще и влез туда, куда его точно не звали.

«Министру и его заместителю не мешало бы ознакомиться с Положением о Министерстве культуры Российской Федерации. Пункт №4 этого документа гласит, что ведомство осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы при взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, в том числе с Министерством образования и науки РФ. Они вырабатывают государственную политику и регулируют сферу образования в области культуры и искусства. Также они взаимодействуют с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Таким образом, Минкульт, переназначая ректора по собственному усмотрению, должен был хотя бы проинформировать об этом коллег из параллельного ведомства — Минобрнауки, а также местные органы власти, - сообщили «Росбалту» информированные источники. - Насколько нам известно, министр Владимир Мединский даже не счел нужным поставить в известность Минобрнауки о замене ректора Академии им. А.Я. Вагановой. И тем более не посчитал необходимым хотя бы проинформировать о своей инициативе руководство Петербурга. Что это: непрофессионализм, высокомерие или самое неприятное — убежденность в том, что все дозволено?».

Культурное сообщество Северной столицы также крайне удивляет тот факт, что совсем недавно — в декабре 2012 года — несколько советников Мединского присутствовали на праздничном вечере, посвященном 275-летию Вагановского училища. Туда приехали супруга премьер-министра РФ Светлана Медведева, председатель Совфеда Валентина Матвиенко, губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко.

«Все были в восторге. И стоит ли говорить о том, что вопроса о «низком качестве образовательных услуг, оказываемых академией», на которое сейчас ссылаются чиновники Минкультуры, даже не поднимался. Впрочем, как и за все предшествующие 275 лет ее деятельности», - рассказывают присутствовавшие на том вечере.

По словам артистов, тогда все были рады работе академии и неустанно повторяли, что Вагановка - то немногое великое, что у нас осталось.

Похоже, времена меняются. Внезапно возникли ложные обвинения в низком качестве работы академии, и престиж учебного заведения был принесен в жертву кумовству чиновников. Неясна и позиция Минобранауки. Неужели им все равно, что происходит с одним из самых уважаемых не только в России — в мире — высших балетных школ? Не слышно откликов и от Роскомобразования, который должен изучать вопросы качества образования и при необходимости лишать лицензии. Ничего этого не происходит. Министры вроде бы не в курсе, губернатор сдержанно смотрит со стороны, коллеги молчат, а президент пока предпочитает не вмешиваться в тонкие культурные сферы — других забот, видимо, хватает. Однако чем мы будем хвастаться, уже потеряв ракеты и оставив на чиновничий самотек еще и балет?

Глеб Иванов

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.