Posted 12 ноября 2013,, 08:30

Published 12 ноября 2013,, 08:30

Modified 30 января, 19:04

Updated 30 января, 19:04

«Зрителя купить невозможно»

12 ноября 2013, 08:30
Выпускница Вагановки, солистка балетной группы МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко Кристина Шапран рассказала том, чем опасен гибрид балетных школ двух столиц, и почему плачут дети на улице Зодчего Росси.

Министр культуры Владимир Мединский не оставляет своими неоднозначными заботами Академию русского балета имени А.Я. Вагановой. После скандального увольнения бывшего ректора Веры Дорофеевой и едва не состоявшегося выдворения худрука АРБ Алтынай Асылмуратовой он заявил, что приход столичной «звезды» на пост ректора Вагановки Николая Цискаридзе может быть предпосылкой для объединения двух ведущих балетных школ - петербургской и московской.

Одна из лучших выпускниц Вагановки последних лет, солистка балетной группы Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Кристина Шапран рассказала том, чем опасен гибрид балетных школ двух столиц, и почему сейчас плачут дети на улице Зодчего Росси.

«Это ужасно!» - такими словами началась наша беседа с юной Кристиной Шапран. Девушке всего 22 года, она впечатлительна и очень искренна. Вместе с тем почтительно-уважительна, но предельно честна. Она говорит, что «не доросла» еще до критики корифеев, но и молчать не может: совесть заставляет защитить детство, юность, настоящее и будущее – Вагановское училище. А то, что происходит в ее альма-матер, по мнению Кристины, по-настоящему ужасно.

«Для меня это – крик души! – говорит Кристина. – По-моему, смена руководства в любой сфере деятельности - это вполне естественный процесс. Но не в случае Академии балета имени Вагановой, где полным ходом идет учебный процесс. Я закончила академию в 2011 году и сейчас работаю в театре в Москве. Поверьте, воспитанников академии видно сразу. Дети, выпущенные нашей школой, отличаются выучкой, манерой исполнения и привитым вкусом. Педагоги являются носителями традиций истинной петербургской балетной школы и стиля. При всем моем уважении к другим школам, Вагановское – это тот ценный багаж, который невозможно выбросить и потерять», - считает балерина.

За два года после выпуска Кристина Шапран успела станцевать в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко ведущие партии. Она Сильфида ("Сильфида"), Сванильда ("Коппелия"), Повелительница дриад ("Дон Кихот"), Маша-принцесса ("Щелкунчик"), Жизель ("Жизель"). Кроме того, девушка больше всех полюбилась зрителям в телевизионном конкурсе "Большой балет". Для начинающей балерины – это вполне неплохая биография.

Кристина не готова кого-то осуждать, но говорит, что у нее «сердце болит» за тех, кто ее вырастил и поднял до нынешних высот. «Коллектив педагогов академии, сложившийся годами, сейчас стал мощным единым целым. Команда этих людей-единомышленников выпускала и еще может выпустить уникальных артистов балета. И все это было возможно именно благодаря сплоченности педагогов и руководства. Разрушив сейчас этот слаженный процесс обучения, можно многие годы потратить на восстановление волшебства творческого процесса. Ведь школа - это живой организм, где все должно быть гармонично», - заявляет Кристина Шапран.

Девушка вспоминает, как плакала, когда смотрела кадры с пресс-конференции, на которой было заявлено об увольнении ректора Веры Дорофеевой и худрука Алтынай Асылмуратовой. «Они меня учили, вырастили, и теперь я вижу их растерянные лица… Это, по меньшей мере, жестоко. Это булыжник, брошенный в храм искусства!».

Кристина рассказывает, что воспитанники бесконечно любят и уважают Алтынай. Она знает не только всех детей по имени, но позволяет им раскрыться.

«Алтынай Абдуахимовна – душа академии. Она способна найти подход к каждому ребенку, почувствовать его, раскрыть и развить лучшие стороны, подарить балету новую звезду. Воспитанники академии - это дети с разными характерами, с разной судьбой и с разным восприятием мира. А талантливые дети - это вообще отдельная категория, к ним нужен особенный подход. Я пропустила это через себя. Разрушить это все – означает полностью потерять школу».

Кристине по-детски обидно, и иногда ей хочется, чтобы все развалилось, ведь только тогда все увидят, «ЧТО они потеряли!». Но потом она вспоминает, что там учатся дети, причем очень талантливые дети, с которыми так нельзя – "камнем в храм".

Балерина уверена, что при любом раскладе потери уже случились, и они грандиозны. Принудительно-добровольный уход ректора Веры Дорофеевой, заявление об увольнении одного из талантливейших педагогов АРБ Елены Шерстневой… Разброд в еще недавно цельном коллективе, фактически – семье.

«Но главное, что я не понимаю - зачем? Была гармония, были прекрасные выпускники, лучшие педагоги. Такая гармония в несколько раз умножает энергию отдачи, энергию обучения, искусства. Боюсь, что уже сейчас все не так. И страшно думать, что будет дальше».

Кому, как не Кристине Шапран, выпускнице Петербурга и нынешней артистке московского театра, понимать, что любое объединение двух ведущих балетных школ будет результатом той самой охоты, в результате которой не окажется ни трофея, ни победителя. «Есть столетиями сложившееся соперничество двух школ, здоровая конкуренция. Это хорошо, это подстегивает учеников, они пытаются быть еще лучше. Но все-таки равняются на Санкт-Петербург. Мы - лидеры. И я не понимаю, зачем это уничтожать».

Кристина – петербургская девочка из самой обычной семьи. Мама – бухгалтер, папа – геолог. Она поступила в Вагановское училище абсолютно честно, потому что просто была талантлива. Но она допускает, что и в балете возможны местничество, подкуп и так называемый «блат». Некоторые коллеги уже намекают, что теперь в АРБ будут принимать не по конкурсу, а по понятиям. Однако Кристина Шапран уверена, что долго такие артисты не протянут – зрителя не обманешь.

«Можно купить «пятерку», за деньги натаскать на определенную партию, куда-то протолкнуть… Но ведь танцовщик доказывает свой талант делом, то есть танцем! А всех зрителей не купишь!».

Солистка столичного театра говорит, что ей очень стыдно кого-то осуждать или обсуждать из пока не слишком ей знакомого мира «взрослых и больших артистов». Поэтому она просто просит написать: «стыдно!». «Кто они – и кто такая я? Пока – никто! И как я могу кого-то критиковать или обвинять? Я смотрю наверх, на них! Но я не могу молчать! Это мой крик души…».

Хрупкая девочка Кристина Шапран отважилась сказать то, о чем молчат многие «великие», на кого она смотрит снизу вверх. А ведь должно быть наоборот.

Марина Бойцова

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.