Posted 21 ноября 2013,, 07:00

Published 21 ноября 2013,, 07:00

Modified 31 марта, 16:16

Updated 31 марта, 16:16

Конец автомобильного рабства

21 ноября 2013, 07:00
До недавнего времени регистрация автомобиля была настоящей головной болью любого автовладельца. С вступлением в силу нового регламента МВД очереди сократились, а поставить и снять с учета машину можно в любом регионе России.

Раньше регистрация и перерегистрация транспортных средств в отделах МРЭО ГИБДД была кошмаром каждого автомобилиста. Практически любые манипуляции с «железным конем» требовали прохождения нескольких кругов «автомобильного» ада. Сначала нужно было снять машину с учета, причем именно в том регионе, где она «прописана». При этом старые номера безвозвратно терялись. Для постановки на учет новому владельцу требовалось получить новые номерные знаки. Сама процедура регистрации, помимо сбора целого вороха бумаг, занимала несколько дней, а об очередях в МРЭО в автомобильной среде и вовсе ходили мрачные легенды.

Эта проблема в последние годы породила собой другую: жулики, пользуясь бюрократией системы регистрации автомобиля, построили на этом целый криминальный бизнес по краже номеров и их последующему выкупу. Несчастный собственник, не желая тратить время и нервы на мытарства в МРЭО, фактически вынужден был выкупать у преступников собственные регистрационные знаки.

Ситуация изменилась с 15 октября 2013 года, когда вступил в силу приказ МВД №605. Он утвердил «Административный регламент по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним». Документ фактически прекратил автомобильное рабство, разрешив продавать машины без их снятия с учета с сохранением номеров для нового владельца. Необходимость ехать для этого в регионы приписки тоже отпала: зарегистрировать и перерегистрировать теперь можно в любом регионе страны.

И третье принципиальное новшество – возможность изготовления дубликатов номеров. Если номер украден или потерян, необходимо всего лишь оперативно обратиться в одну из организаций, уполномоченных на изготовление номеров, и получить дубликат.

«Действительно, новый регламент значительно упрощает жизнь автомобилистов, – считает генеральный директор Единого центра документов, в чьем ведении также находится Центр автоуслуг, Мария Таирова. – Планы по реорганизации процесса регистрации автомобилей зрели уже давно, весной 2013 года их обозначили схематично, и в октябре, наконец-то, они реализовались. Основные положения действующей системы регистрации сохранились, однако изменилось главное: удалось не только значительно сократить количество требуемых документов, но и законодательно регламентировать время постановки машины на учет. Например, в нашем Центре автоуслуг это делается даже быстрее, чем положено по нормативу (согласно ему вся процедура должна занимать не более часа, а ожидание в очереди с момента получения талона и до сдачи документов – не более 15 минут)».

По словам специалистов из Центра автоуслуг, фактически исчезает потребность многих граждан в получении транзитных номеров – они будут нужны только тем, кто выбывает за пределы РФ, и при списании автомобиля в утиль.

Однако, по словам руководителя Единого центра документов, неподготовленный новичок все же может столкнуться с непредвиденными трудностями. Многие не знают свои права и обязанности, их, например, интересует, могут ли они оставить себе полюбившиеся старые госзнаки и так далее. Сбор и заполнение документов, а также вопросы, связанные с куплей-продажей и регистрацией, требуют определенных профессиональных знаний и навыков.

"Конечно, желательно, чтобы клиента при оформлении документации проконсультировал специалист, – считают в Центре автоуслуг. – Например, посетители районных подразделений МРЭО до сих пор спрашивают, надо или нет дополнительно обращаться в ГИБДД, если собственник у автомобиля изменился на основании одного лишь договора купли-продажи в письменной форме, а не на основании регистрационных документов. В Центре автоуслуг, например, достаточно того, чтобы при оформлении документов присутствовали оба участника сделки. При этом если новый автовладелец сохраняет имеющиеся номера на автомобиле, то процедура оформления будет стоить дешевле».

Продать машину вместе с имеющимися госзнаками можно было и раньше, но на пути зачастую вставало нежелание или отсутствие возможностей у нового владельца оперативно решить все вопросы с регистрацией. В результате возникала опасность того, что бремя оплаты штрафов или транспортного налога ляжет на прежнего хозяина. Сейчас – и это еще одна интересная особенность нового регламента – предусмотрено прекращение регистрации по желанию бывшего владельца по истечении 10 дней после подписания договора купли-продажи.

"Деловые люди привыкли ценить свое время, поэтому оптимальным является вариант, когда в течение короткого времени можно получить весь пакет автоуслуг – не только осуществить регистрацию автотранспорта, но и при необходимости заключить договор купли-продажи, оформить и заменить водительское удостоверение, пройти водительскую медкомиссию, техосмотр, оформить полис ОСАГО, КАСКО, Грин-карту и так далее, – отмечают в Центре автоуслуг. – В таком случае процедура регистрации займет считанные минуты, а сам процесс превратится из унылой рутины в приятное событие оформления новой собственности».

Если автовладелец ценит свое время и не хочет затеряться в бумажном море, то вся процедура регистрации автомобиля «под ключ» займет в Едином центре документов от 30 минут до полутора часов. Новый регламент, освободивший автовладельцев от «прописки», открывает широкий спектр услуг для любого гражданина России.

Глеб Иванов