Posted 26 ноября 2013,, 13:50

Published 26 ноября 2013,, 13:50

Modified 31 марта, 16:11

Updated 31 марта, 16:11

Обряд со смертью

26 ноября 2013, 13:50
Трагедия с гибелью младенца, которого после ДТП вместо больницы отвезли крестить в подворье, - одна из самых обсуждаемых в блогосфере и СМИ. Является ли случившееся личным делом семьи, или общество обязано предупреждать подобные катастрофы?

Трагедия с гибелью младенца во время крестин стала одной из самых обсуждаемых тем в СМИ и блогосфере. Речь идет о частной жизни, или же общество обязано предупреждать подобные катастрофы?

Многодетная семья 42-летней учительницы и 48-летнего художника-кузнеца в воскресенье утром отправилась на собственной машине в церковь Подворья Спасо-Преображенского Валаамского монастыря на обряд крещения своего шестого ребенка — маленького Ивана, родившегося в сентябре 2013 года.

По официальным данным пресс-службы следственного комитета России по Петербургу, далее произошло следующее: у дома 42 по проспекту Стачек по пути в церковь автомобиль, в котором ехала мать с малышом, попал в незначительное ДТП. Мать мальчика пояснила, что она держала сына на руках и при аварии не видела, что он ударился. Доехав до церкви, женщина обнаружила, что ребенок мертв. Это, подчеркиваем, официальные данные следствия, полученные в первые минуты после трагедии.

Эти сведения впоследствии будут меняться так же, как и версии, предложенные разными сторонами: источниками в следственных структурах и на «скорой помощи», в комитете по здравоохранению Петербурга, знакомыми пострадавшей семьи и священнослужителями. По неофициальной версии, озвученной некоторыми стражами порядка, мать могла предположить, что ребенок все-таки пострадал, однако решила не дожидаться «скорую» на месте ДТП, а отправилась с ним в церковь, чтобы успеть его окрестить.

Следователи и медики подтверждают обнародованную в самом начале информацию о том, что «скорую помощь» вызвали не непосредственно на место ДТП пострадавшие или другие участники происшествия, а уже в церковь, причем значительное время — от места аварии до подворья около 8-10 минут езды - мать ехала с ребенком самостоятельно, пересев в машину знакомых.

Далее, по официальным данным, на подворье монастыря около 10 часов утра был обнаружен труп ребенка. Впоследствии он был отправлен в морг судебно-медицинской экспертизы для установления причин смерти. В комитете по здравоохранению «Росбалту» официально подтвердили информацию о том, что приехавшая к месту вызова «скорая помощь» констатировала на территории подворья смерть до прибытия медиков. Пресс-секретарь Валаамского монастыря Михаил Шишков сообщил «Росбалту», что «скорую» вызывали трижды, а во время ее ожидания успели совершить обряд крещения по сокращенному сценарию.

«Ситуация такова: на 8:45 было назначено крещение младенца Ивана. Но родители задерживались на 30 минут, информации о том, почему, не было. Потом они позвонили иеромонаху Досифею (Степанову), сказали, что на проспекте Стачек попали в аварию, никаких внешних проявлений у ребенка не было, но они вызвали УГИБДД и "скорую", а поскольку до подворья монастыря было всего 3 минуты, поехали туда, чтобы распеленать и осмотреть ребенка. Когда его распеленали, увидели гематому на голове, и священник сказал, чтобы повторно вызвали "скорую". А поскольку ярко выраженных повреждений не было, совершили чин крещения", — сообщил он "Росбалту".

Друг семьи Андрей Цыганов — как впоследствии выяснилось, координатор петербургского отделения "Народного собора", ярый борец с людьми нетрадиционной сексуальной ориентации и апологет РПЦ — похоже, считает вполне естественным решение матери не дожидаться «скорой», а ехать в церковь и произвести с ребенком определенные манипуляции: «Алексей остался на месте ожидать ГИБДД, а его супруга Анна, увидев, что ребенок спит — он спал до и после происшествия, и никаких повреждений не было — пересела в машину крестных и поехала в подворье. Нужно было распеленать ребенка, делать это на холоде нельзя было», - рассказал Андрей Цыганов "Росбалту".

По его словам, врачей вызвали сразу же, как только заметили у раздетого малыша гематомы. Ожидали медиков около 20-30 минут, подчеркнул Цыганов.

«Через 15 минут после первого вызова они («скорая» - «Росбалт») перезвонили, чтобы уточнить диагноз... За это время ребенка успели крестить, видели, что ему становилось хуже. К приезду скорой он уже скончался, это было уже после крещения», - заявил Цыганов.

Между тем источник в комитете по здравоохранению уточнил "Росбалту", что телефонных звонков по поводу пострадавшего в ДТП на Стачек младенца было действительно три, но все они были сделаны непосредственно с подворья Валаамского монастыря его сотрудниками. Ни родители, ни друзья семьи непосредственно с места аварии на проспекте Стачек за скорой помощью не обращались.

"Во всех случаях звонившие представлялись охранниками подворья. На место были посланы три бригады медиков, одна из них – педиатрическая, — сообщил источник. – Врач, уже отправившись на вызов, почувствовал неладное, и попросил у охранника передать трубку матери младенца. Женщина ответила, что с ребенком все вроде нормально, он жив. "Скорая" приехала на место через 10 минут после первого вызова и констатировала смерть младенца. По предварительным данным, имела место закрытая черепно-мозговая травма и, возможно, перелом 1-2 шейных позвонков".

По словам источников в правоохранительных органах, действия взрослых членов семьи можно квалифицировать как оставление в опасности лица, находящегося в заведомо беспомощном состоянии. Даже весьма религиозные люди однозначно считают, что первым делом надо было обращаться за помощью к врачам, все остальное — потом. К тому же в непосредственной близости от места ДТП, буквально в 2-3 минутах езды, на улице Косинова, находятся две поликлиники, в одной из которых — круглосуточный районный травматологический пункт с дежурными педиатрами, принимающими малышей вне очереди, другая поликлиника и вовсе районная детская. При медцентрах также есть подстанция неотложки, а в 15 метрах — городская больница №14 хирургического профиля.

Детская городская многопрофильная больница №1 на улице Авангардной находится тоже не более чем в 15-20 минутах езды, тем более воскресным утром по свободному проспекту Стачек. Конечно, пострадавшие могли об этом не знать. Но об этом точно было известно врачам, которых родители попросту не дождались. Впрочем, друзья семьи уже, похоже, сами нашли виновных в страшной трагедии. Как заявил друг семьи Андрей Цыганов, «то, что происходит в СМИ - это дымовая завеса, в которой много лжи и цель которой - вывести истинных виновников из-под удара».

Однако кто на самом деле является истинными виновниками, можно лишь предполагать. Jeep якобы влетевший на встречку и подрезавший машину пострадавших? Врачи, которых якобы не дождались — или которых вовремя просто никто не вызвал? Журналисты, которые «раздули» частную историю — или которые пытаются все-таки с помощью своего главного оружия — информирования — предупредить новые трагедии?

Марина Бойцова

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.