Posted 29 ноября 2013,, 15:23

Published 29 ноября 2013,, 15:23

Modified 31 марта, 16:07

Updated 31 марта, 16:07

Удмуртская свадьба: лже-невеста и коромысло

29 ноября 2013, 15:23
Удмурты Ангелина Даничкина (Бекчурина) и Леонид Ларионов рассказали о том, в какой печи нужно готовить традиционные блюда, и зачем невесте в день бракосочетания приносить воду из колодца.

В информационном агентстве «Росбалт состоялась очередная встреча цикла «Чаепитие по...». На этот раз гостями стали удмурты: Ангелина Даничкина (Бекчурина) и Леонид Ларионов. Герои рассказали ученикам 496 и 28 школ Санкт-Петербурга о том, как переехали в Северную столицу, как осваивались в этом городе, и каково это - быть удмуртом в Удмуртии.

Ангелина, как и многие другие, приехала в Петербург учиться. Пока осваивала науки, познакомилась со своим будущим мужем, вышла замуж и так тут и осталась. «Мой муж не удмурт, поэтому ему все это очень интересно. Он всегда меня спрашивает, как по-удмуртски будет то или иное слово. А вот наши блюда ему почему-то не очень нравятся, так что я перестала их готовить», - рассказала Ангелина, отметив, что супруг очень любит ездить на ее историческую родину.

В детстве семья Ангелины воспитывала ее в удмуртских традициях: она ездила в детский лагерь, где изучали национальную культуру, а впоследствии работала в Доме ремесел. Там она познакомилась с мастерами резьбы по дереву, вышивки, вязания и других традиционных видов искусства.

«Еще лет 20 назад быть удмуртом считалось немодным, - пояснила женщина. - Родители старались отдавать своих детей в русские классы, а над удмуртами в школе даже смеялись». Все это привело к тому, что многие представители народа стали забывать свои корни, язык, традиции.

На сегодняшний день коренными удмуртами являются лишь 30% жителей Удмуртии. Сейчас, когда количество представителей народа неустанно сокращается, разработаны программы по восстановлению языка и традиций. По словам Ангелины, это дает свои плоды. Все больше людей стараются вернуться к своим истокам, национальное самосознание усиливается. «Теперь удмуртский можно изучать в школах факультативно, - считает Ангелина Даничкина. - При этом есть деревни, где по-прежнему плохо понимают по-русски и исповедуют язычество. Например в селе Бураново, откуда родом знаменитые Бурановские бабушки, население говорит по-удмуртски, и русская речь слышится очень редко».

Когда Ангелина переехала в Северную столицу, то обнаружила, что в городе нет никакой организации, которая объединяла бы удмуртов. Леонид и Ангелина так и не познакомились бы друг с другом, если бы не чаепитие в «Росбалте». Воодушевившись интересом к удмуртской культуре, Ангелина твердо решила зарегистрировать землячество. Она уже создала группу в «ВКонтакте», через которую пытается найти земляков. В группе 100 человек, а вот сколько всего удмуртов проживает в Санкт-Петербурге, сейчас не известно.

Вотяки

Удмурты, или вотяки, как их называли в средние века, относятся к малочисленным финно-угорским народам, проживающих в Республике Удмуртия и соседних регионах. Это один из древнейших коренных этносов Среднего Урала. «Характерные черты – это робость, безынициативность, скромность, трудолюбие, гостеприимство, доброжелательность», - считает Леонид Ларионов. С ним согласна и Ангелина: «Когда я только приехала, то пыталась объединить удмуртов, предлагала встречаться, общаться. Все соглашались, но мы так и не смогли собраться. Все-таки удмурты довольно инертны».

Путешественники XVIII-XIX веков отмечали, что удмуртам более свойственна веселость, чем печаль, при этом они сдержаны в проявлении чувств, терпеливы и настойчивы до упрямства.

Как и многие народы финно-угорской группы, удмурты известны своим декоративным народным творчеством. Женщины всегда занимались вышивкой, узорным ткачеством (ковры, дорожки, покрывала), узорным вязанием. В вышивке преобладали традиционные цвета - красный, коричневый, черный, белый, однако у южных удмуртов из-за влияния тюрков работы более пестрые. Со временем ручную вышивку заменила машинная, а узорное вязание живет до сих пор. Вяжут чулки, носки, варежки, головные уборы.

Мужчины издревле специализировались на резьбе по дереву, плетении, тиснении по бересте. Удмурты могли сделать из древесины всю необходимую домашнюю утварь: мебель, посуду, орудие труда, детские игрушки.

По данным последней переписи, в России проживает 552 тысячи удмуртов, большая часть из которых - в самой Удмуртии. В республике всего шесть городов, пять поселков городского типа и 2119 сел. Почти половина населения проживает в сельской местности, поэтому многие традиции и обряды, сформированные веками, сохранились до сих пор.

Например, традиционные удмуртские блюда готовятся в большой глиняной печи, и воссоздать их в современной духовке довольно сложно. В рамках чаепития удмурты угостили гостей национальными лепешками тетера.

Но наиболее полно древние обряды и ритуалы сохранились в удмуртской свадьбе. Это событие всегда отмечается с размахом. Раньше свадьбу играли три дня, но в современное время она сократилась до двух: один день проводится в доме невесты, другой — в доме жениха.

В первый день гости приезжали в дом невесты, чтобы посмотреть на нее. Сначала выводили подставную невесту (чаще всего это был мужчина в женской одежде), которую усердно ругали. Затемк гостям выходила настоящая. Угостив всех пришедших, девушка уходила к подругам, чтобы провести с ними последние свободные часы. Гости, тем временем, начинали пир, после чего отправлялись смотреть, как живут родственники невесты. Так все ходили из дома в дом. Под утро они расходились, чтобы рано утром продолжить гулянья. На следующий день приезжал жених, и девушка начинала прощаться со своим домом. Накрывали прощальный стол, она обходила все комнаты, двор, постройки. А когда родители ее благословляли, невеста плакала и причитала.

В доме жениха девушку начинали проверять, насколько она хорошая хозяйка. Гости должны были намусорить и посмотреть, как быстро невеста приберет комнаты. Еще один обряд — это принести воду из колодца на коромысле. Пока девушка несла воду, гости со стороны жениха должны были ей мешать, а жених с друзьями оберегали невесту.

На свадьбе Леонида, как рассказал мужчина, его жене тоже устроили такое испытание. Но он окружил свою жену самыми крепкими ребятами, чтобы никто не помешал ей донести воду до дома.

Смешение верований

Основной религией у удмуртов считается православие. Как и многие северные народы, их крестили насильно, поэтому в большинстве деревень даже после крещения не было ни церквей, ни священников. Это привело к тому, что в Удмуртии причудливо переплелись несколько религий.

«Нас всех крестили, и мы все православные, но в нашей деревне, например, не было священника, поэтому крещение проводила бабка, которая зачитывала молитвы на удмуртском, - отметила Ангелина. - На первый взгляд, мы отмечаем все те же праздники - Пасху, Рождество. Но у нас все немного по-другому, по-своему».

Мария Хитаришвили

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга