Posted 5 декабря 2013,, 17:05

Published 5 декабря 2013,, 17:05

Modified 30 января, 19:29

Updated 30 января, 19:29

Там, где живут шаманы

5 декабря 2013, 17:05
Республика Хакасия - это край волнующей красоты природы, курганов, петроглифов и руин зданий. В жизни хакасов причудливо переплетаются современное и традиционное, православие и шаманизм.

В пресс-центре информационного агентства «Росбалт» состоялась очередная встреча цикла «Чаепитие по...». В центре внимания на восьмом по счету мероприятии оказались хакасы: Лариса Троякова с сыном Тамерланом и Юлия Кустова — этнограф, доцент кафедры этнокультурологии института Севера РГПУ им. Герцена. На встрече они рассказали о волнующей красоте природы Республики Хакасии, о шаманах и о своей жизни вдали от родины.

После окончания школы Лариса прошла конкурс в хакасскую национальную студию и поступила в Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства. Успешно там отучившись, она вернулась в родные края и начала работать по профессии - стала актрисой. Но через три года она решила поступать в аспирантуру, снова в Санкт-Петербурге. Здесь женщина познакомилась со своим будущим мужем, вышла замуж и уже осталась в Северной столице насовсем.

Творческой и энергичной Ларисе всегда была мало одной основной работы. Параллельно хотелось выступать и знакомить людей с хакасской культурой. Еще в академии Ларису привлекало горловое пение, но тогда специалисты-мужчины ее от него отговорили — такое исполнение требует серьезных усилий и может негативно сказаться на женских детородных органах. Поэтому Лариса смогла заняться любимым делом только после рождения сына Тамерлана.

Оказалось, что горловое пение очень популярно на Западе. Сейчас у Ларисы активная концертная деятельность, она уже успела выступить в Бельгии, Франции и готовится к новым концертам. Аккомпанирует ей сын Тамерлан. Он играет на необычном монгольском инструменте морин хуур.

На чаепитии Лариса с сыном исполнили несколько композиций перед гостями - учениками 496 и 28 школ. А этнограф Юлия рассказала о хакасах и красотах республики Хакасия.

Мекка сибирской археологии

Республика Хакасия прежде всего известна сказочно красивой природой. Бесконечные леса и поля сменяются живописными степями, целебными озёрами и древними хребтами. Часто Хакасию называют «археологической Меккой» Сибири или, «музеем под открытым небом». Об уникальности памятников древней культуры знают далеко за пределами России. «Ежегодно в Хакасию приезжают тысячи туристов со всего мира», - рассказала этнограф Юлия Кустова.

Так как Хакасия находилась на пути миграций народов во время Великого Переселения, то многие переселенцы выбрали республику в качестве своего дома и оставили здесь удивительные памятники древней цивилизации. В степях и пещерах Хакасии сохранилось более 30 тысяч ценнейших для истории памятников древних эпох – изваяния на камнях и курганы, петроглифы (рисунки и письмена на скалах), руины зданий из сырцового кирпича и крепостей, могильники и захоронения, менгиры и изваяния.

Из археологических памятников многие уникальны и не встречаются больше нигде в мире. Наиболее известны Большой Салбыкский курган, Боярские и Подкуненская писаницы, археологические памятники горной системы Сундуки, крепость Оглахты, Чебаки, средневековые могильники Копенский и Уйбатский чаа-тасы. Отдельное место занимает курган Барсучий лог. Это один из самых больших элитных погребальных памятников археологической культуры (I тысячелетие до н.э.). Барсучий лог считается первым памятником на территории России, где в технологии строительства применена связующая смесь.

По национальному составу в Хакасии преобладают русские — 80% населения. Хакасы, по последней переписи, составляют лишь 12%. При этом численность этого народа постоянно сокращается. На сегодняшний день в России проживает 73 тыс. человек, относящих себя к хакасам.

«Сколько хакасов проживает в Санкт-Петербурге - неизвестно. По всей видимости, этносы, численность которых не превышает 1000 человек, при последней переписи не учитывались. По моим примерным оценкам, в городе проживает около тысячи хакасов», - рассказала Юлия.

Представители этого народа стали приезжать в Петербург в XX веке. Хакасию и Санкт-Петербург связывают научные, археологические и этнографические открытия. Два известных исследователя этнографии и общественных деятеля Николай Катанов и Степан Майнагашев жили и работали в Северной столице. Они долгие годы изучали быт и уклад жизни хакасов, в том числе и доправославную религию - шаманизм.

«Хакасов называют шаманистами. Это одна из ранних форм религий, через которую люди общались с природой. Шаман был неким посредником между миром людей и миром духов» - рассказала этнограф Юлия. Шаманство передавалось по наследству и считалось, что шаманами становятся по воле духа, вселяющегося в “избранного“. Родители старались оберегать своих детей от этого дара, делали все, чтобы он не стал шаманом — ведь таких людей их постоянно просили о помощи, времени для себя и семьи не оставалось. «Шаманы обладали большим авторитетом, поэтому во время сталинских репрессий их истребляли в первую очередь, - пояснила Юлия. - Но и сейчас в Хакасии есть люди, которые называют себя шаманами».

Навязанная религия

В XIX веке многие были крещены в православие, часто насильственно. Это привело к тому, что хакасы хоть и считаются православными, во многом все равно остались язычниками. «Бабка в деревне может провести языческий обряд очищения и тут же перекреститься. Или могут покрестить ребенка, а после дать ему амулет», - рассказал Юлия.

Помимо традиционной религии у хакасов сохранились и народные праздники. Одним из самых масштабных праздников у них считается Тун Пайрам или праздник первого молока. В первые годы советской власти его перестали отмечать, и только в 1980 году было решено восстановить забытую традицию, привлечь внимание общественности к коренным народам. На сегодняшний день это самый большой праздник хакасского народа, поэтому готовятся к нему заранее и отмечают с размахом — шьют костюмы и готовят национальные блюда. А во время празднования проводят традиционные соревнования и игры: конные бега и скачки, хакасскую борьбу (курес), поднятие камня, чехарду, армрестлинг.

Еще один важный праздник хакасского народа — Чыл Пазы или Новый год. Он отмечается в день весеннего равноденствия. Встреча нового года весной связана с древними представлениями о цикличности времени, согласно которым год «рождается», «живет» и «умирает» вместе со сменой сезонов. Во время празднования нового года хакасы провожают старое солнце и приветствуют новое. Чтобы новый год был хорошим, нужно совершить обряд подвязывания чалама (ленточек). Черные чалама символизируют неприятности прошедшего года, а повязав цветные, можно загадать желания на будущий год.

Мария Хитаришвили

Проект "Лица Петербурга" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга