Posted 6 декабря 2013,, 18:15

Published 6 декабря 2013,, 18:15

Modified 31 марта, 16:00

Updated 31 марта, 16:00

Водители маршруток не знают ПДД

6 декабря 2013, 18:15
Мигранты начали менять национальные права на русские. Они сдают только теорию - от практики их освободили. Из сдающих правила знают только 10%. Как же они при этом возят миллионы граждан России?

Автоинспекторы Петербурга проверили водителей-мигрантов на публичном экзамене и выяснили, что знают правила движения лишь 10% иностранцев. При этом Москва разрешила регионам проводить для приезжих лишь теоретический экзамен, а на площадке и в городе их навыки не проверять. Но даже на таких условиях иностранцы не спешат обменивать права на российские.

Закон № 92-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», который требует от иностранных водителей получения российских автомобильных прав вместо национальных, был принят 7 мая 2013 года, причем предполагалось, что уже 5 ноября процесс замены документов будет закончен по всей России. Однако согласование процедуры затянулось, и массовые проверки начались лишь осенью.

«Экзамены среди мигрантов на знание ПДД мы начали проводить с 5 октября. За это время к нам обратились 2 тыс. 621 человек, до экзамена были допущены 2 тыс. 501 человек, а сдали его 372. При этом надо понимать, что в числе первых к нам направляют лучших из лучших – можно предположить, какие результаты покажут остальные граждане», - рассказал начальник МРЭО ГИБДД Петербурга полковник Сергей Половченя, стоя в окружении экзаменуемых.

По его словам, всего в Петербурге пассажирскими перевозками занимаются 7 тыс. мигрантов, а в Ленинградской области - 4 тыс. Еще примерно 10 тыс. иностранцев заняты грузоперевозками. Таким образом, в замене водительских прав нуждаются как минимум 21 тыс. человек.

«Уложиться в сроки, изначально прописанные законом, было невозможно, и 2 ноября законодатели продлили срок, необходимый для замены прав, до 9 мая 2014 года. Сразу после того, как об этом было объявлено, транспортные компании прекратили направлять к нам своих водителей, видимо, рассчитывая, что депутаты и дальше будут переносить сроки. Однако мы полагаем, что больше поблажек не будет, и если водители-мигранты будут и дальше избегать экзаменов, к 9 мая мы физически не успеем проверить 21 тыс. водителей», - посетовал полковник Половченя.

По окончании брифинга в центре начались экзамены.

Репортер «Росбалта» побеседовал перед аттестацией с несколькими кандидатами на получение российских прав. Все они оказались выходцами из Узбекистана и Таджикистана, перевозившими горожан на маршрутных такси или автобусах уже несколько лет. Никто из опрошенных не сомневался, что пройдет тест.

Реальность оказалась еще хуже, чем статистика, ранее приведенная начальником МРЭО. В первой группе, в которую вошли 28 профессиональных водителей, сдали экзамен, то есть совершили не более двух ошибкок в 20 вопросах, всего девять человек. Пятеро водителей не прошли дальше третьего вопроса, сразу сделав по две ошибки, а еще восемь человек не продвинулись дальше пятого вопроса. Это показывает уровень незнания, от которого, честно говоря, волосы встали дыбом – ведь эти люди уже много лет возят пассажиров по улицам Петербурга.

Больше того, по словам полицейских зачастую в национальных правах у мигрантов открыты все категории сразу - от мотоцикла до автобусов и автопоездов. Как они проходили экзамены у себя на родине, остается неясным.

После аттестации я подошел к тем уверенным в себе водителям, которые обещали все сдать с первого раза. Мигранты не выглядели обескураженными и объясняли свое фиаско одинаково – по их версии, ПДД они знают, но плохо понимают русский язык.

«Я 20 лет за рулем, в Самарканде тоже водителем работал, правила движения у нас такие же, как в России. Но русский язык знаю плохо, не понял вопроса и нажал не на ту кнопку», - объяснил ситуацию один из «двоечников» Карим Бахоев, уроженец Узбекистана.

Однако, это объяснение не может быть универсальным – в процессе съемки экзамена я лично видел, как водители неправильно отвечали на вопросы, состоявшие из одних лишь картинок, среди которых надо было просто выбрать верную схему движения. Некоторые из ошибок были показательны, например, один из водителей думал, что если он показывает сигналом поворот, у него есть преимущество при перестроении. До сих пор я был уверен, что это чисто женская трактовка ПДД, однако теперь доподлинно знаю, что этой же версии придерживаются и некоторые мужчины.

Интересно, что идея показать журналистам процесс экзамена появилась у руководства ГИБДД после резкого снижения потока водителей-мигрантов, желающих поменять права.

«В начале октября мы принимали по 200-300 человек в день, а сейчас приходят всего по пять-десять. Мы обращаемся к СМИ за помощью, потому что не видим иного способа заставить транспортные компании выполнять свои обязательства», -рассказал начальник МРЭО. При этом Сергей Половченя не смог объяснить, почему он переживает за «проблему 9 мая» больше, чем владельцы транспортных компаний. Тщательно выбирая слова, он заметил, что не хотел бы допустить коллапса, который случится в Петербурге, если все мигранты будут внезапно отстранены от вождения.

«После 9 мая мы будем штрафовать компании на 50 тыс. рублей за каждого водителя с национальными правами. Это может вылиться в миллионы рублей. Некоторые компании установили у себя компьютеры и сейчас натаскивают водителей на сдачу билетов. Но мы не можем ждать до весны – весной будет поздно, даже если мы будем работать круглосуточно. Без мигрантов у нас в сутки обслуживается 500-600 человек, из которых 200-300 получают права, водители-иностранцы увеличат эту нагрузку втрое с учетом тех, кто будет приходить на пересдачи», - заметил начальник экзаменационного отдела МРЭО полковник Юрий Чистяков.

Любопытная деталь – мигранты по всей стране сдают только теорию, но не сдают два других этапа стандартного экзамена: так называемую «площадку» и «город». Такая рекомендация пришла из ГУ ГИБДД РФ во все регионы, и на местах ее вынуждены выполнять.

Специалисты полагают, что это сделано по одной причине – если иностранцы не могут сдать даже теорию, то уж более сложные этапы стандартного экзамена им и вовсе не под силу. При этом остается открытым вопрос – а как же они, не зная правил, вообще возят миллионы граждан России?

Евгений Зубарев

Видеорепортаж можно посмотреть здесь.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.