Posted 9 декабря 2013,, 19:27

Published 9 декабря 2013,, 19:27

Modified 31 марта, 15:59

Updated 31 марта, 15:59

По образу и подобию европейских товарищей

9 декабря 2013, 19:27
Петербургская делегация познакомилась с опытом по сохранению исторического центра Гамбурга, Кракова и Праги. «Учености плоды» были доставлены в город на Неве. Однако возможность их применения остается туманной.

Петербургская делегация посетила Гамбург, Краков и Прагу, где познакомилась с опытом европейских городов по сохранению исторического центра. «Учености плоды» были доставлены в город на Неве. Однако возможность их применения в «родных Палестинах» остается туманной.

Петербургская «девятка», состоящая из представителей законодательной и исполнительной властей, а также членов архитектурного сообщества, ознакомилась с тем, как именно обстоят дела с сохранением исторического центра в немецких «воротах в мир» Гамбурге, «польскими Афинами» Кракове и в «стобашенной» «златой Праге». Впитанный за пять дней опыт должен оказать то ли службу, то ли дружбу в деле реновации двух пилотных кварталов города на Неве - «Конюшенной площади» и «Северной Коломны — Новой Голландии». Изначально заявлялось, что делегация побывает в еще одном городе Германии, а именно в Дрездене, однако этого не произошло. По всей видимости из-за критики. Известно, что город на Эльбе был фактически полностью уничтожен во время авиабомбардировок Второй мировой.

Ранее говорилось, что вопросы, которые пришлось решать в центральных кварталах Гамбурга, Кракова и Праги, «совпадают» с петербургскими задачами. Особенно визитерам понравился именно немецкий эксперимент - кварталыгорода пришлось перестраивать довольно глобально. Так, по словам первого заместителя председателя комитета по государственному контролю и охране памятников истории и культуры Александра Леонтьева, был изучен 23-летний опыт реновации района Альтона, бывшего портового квартала Хафен-Сити, а также Санкт-Паули. Дело в том, что для этих районов в свое время также принималась специальная программа по реставрации и приспособлению старых помещений для современного использования.

А вот представители «восточного блока» решили представить петербургской делегации музейную составляющую. Краковцы продемонстрировали свои успехи в деле сохранения территории, примыкающей к Вавельскому замку, а пражане рассказали о том, как под универмаг перестраивается Рапид-хаус, а также как был реконструирован Муниципальный дом на площади Республики.

Впрочем, выяснилось, что многое из «западного» просто не может быть реализовано в Петербурге. Например, удивление вызвал один из жилых домов в Санкт-Паули. Реноваторы умудрились в нем сохранить деревянную лестницу. «Когда мы это увидели, то чуть не заплакали. Нам, чтобы сохранить деревянную лестницу в историческом доме, пришлось бы убиться. Пожарные просто не дадут этого сделать», - отметил Леонтьев.

Кроме этого, ни в Гамбурге, ни в Праге, ни в Кракове не знают, что такое «на тридцать восемь комнаток всего одна уборная». Эти города просто не представляют, что такое коммунальная квартира. В отличие от близких нам Таллина, Риги или Вильнюса, чьи «старые города», как и центр Петербурга, включены во всемирный список наследия ЮНЕСКО. При этом каждый пятый житель квартала «Конюшенная» - это именно обитатель «коммуналки».

Тут стоит отметить, что у многих экспертов вызвало недоумение, почему направлением «великого посольства» (а без сравнения пятидневного вояжа с полуторагодовой дипломатической миссией в Европу молодого Петра не обошлось) был выбран Гамбург. Город этот, также как и Дрезден, был изрядно покалечен американскими и английскими бомбардировщиками под занавес Второй мировой войны. Кроме этого, Санкт-Паули и Хафен-Сити — это не совсем «Конюшенная». Санкт-Паули, например, был сравнен с Выборгской стороной, которая хоть и близка к центру, но все-таки является периферийным районом. Наличие в программе визита предпортового Хафен-Сити было и вовсе связано с разрабатываемой Концепцией социально-экономического Петербурга до 2030 года. Дескать, и в городе на Неве в перспективе грузовые районы петербургского порта будут отданы под жилье.

По словам депутата Законодательного собрания Бориса Вишневского, который был одним из участников ознакомительного визита, ситуация в Гамбурге коренным образом отличается от того, что мы имеем в Петербурге. В немецком городе в подавляющем большинстве случаев у каждого дома лишь один владелец. То есть вопросы о реставрации, реконструкции или капремонте власти могут решить с конкретным собственником. Другое дело, что он может и не согласиться на никакую реконструкцию - людей невозможно просто так взять и заставить покинуть свое жилье. Обязательно должен быть долгий и непростой переговорный процесс. «То, что нам надо перенимать, так это полную гласность и открытость этого процесса. Все планы по реконструкции в Европе открыты абсолютно всем. Да и сам ремонт на Западе не идет 5-10 лет. Он укладывается в более короткие сроки», - отметил Вишневский.

Интересно, что кое-чему, как оказалось, западным соседям можно поучиться у Петербурга. Например, в Праге отсутствует законодательство, которое бы ограничивало высоту строений и защищало исторические панорамы города. Каждый вопрос по новой стройке в центре решается индивидуально. Другое дело, что все программы по реновации принимает не исполнительная, а представительная власть — своеобразный градостроительный совет.

Заместитель генерального директора ОАО «НИИ Спецпроектреставраций» Михаил Мильчик хоть и отметил, что «поездка была удачной», но заявил, что напрямую из западного опыта Петербургу будет трудно что-то позаимствовать. Эксперт отметил, что Краков и Прага переживают туристический бум. Небольшой Краков ежегодно посещают 9,5 млн туристов, а Прагу - 7,5 млн. Это приводит к тому, что жизнь граждан в историческом центре этих городов становится не совсем комфортной. Возникают трудности с магазинами повседневного спроса, с детскими садами и школами. Формально никто жителей «старых городов» с мест своего традиционного обитания не выселяет, но естественный отток существует. В перспективе, через 5-10 лет с такой проблемой могут столкнуться и некоторые петербуржцы, которые уже сегодня жалуются на невозможность уснуть из-за гуляний туристов во время белых ночей.

Пожалуй, наиболее отчетливо «опуститься с небес на землю» коллег попросил председатель петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Марголис. Во всяком случае он напомнил, что Северной столице хорошо знакомо такое явления как сосули. Поэтому лучше было бы изучить опыт тех городов, которые находятся с городом на Неве в одной географической зоне. В первую очередь речь идет о скандинавских мегаполисах.

Руководитель делегации, глава Центрального района Мария Щербакова заметила, что в марте 2011 года, когда она докладывала Валентине Матвиенко о необходимости реновации центра, речь шла не о «Конюшенной». Вопрос стоял о «непрезентабельных» домах на Советских улицах, а также на Мытнинской и Черняховского. Тем не менее, пилотным был выбран совершенно иной квартал.

Картина в «Конюшенной», впрочем, тоже не идеальная. В квартале расположено 71 жилое здание и 90 нежилых. В четырех домах нет ванных комнат, в одиннадцати - центрального горячего водоснабжения. 40% зданий имеют износ от 27% до 60%. Кроме того, в районе начали массово возникать так называемые «мини-отели». Риэлторы выкупают целые квартиры и переделывают их под туристическое жилье.

Тем не менее, Щербакова считает, что реновация центру нужна. Хотя глава района и попеняла на то, что ООО «Город», приступившее к обследованию зданий в квартале «Конюшенная», не спешит знакомить заинтересованных лиц со своими выкладками.

...Одна глава из книги о похождениях знаменитого жителя Праги называется «Будейовицкий анабасис Швейка». Солдат был абсолютно уверен, что как бы не повернулась судьба, несмотря на все перипетии он обязательно доберется до своего 91-го полка в Будейовицах. «Тянет его в Будейовице, и все тут». Похоже, что у Смольного свой анабасис - «конюшенный» и «северно-коломенный». Власти испытывают такую же непреодолимую уверенность в том, что они пройдут по недружественной территории и построят свой город-сад, пусть и в рамках пилотных кварталов. Факт ознакомления с западным опытом в этом плане не может не вызывать уважения. Но, по гамбургскому счету, начинать свое путешествие необходимо было с открытой встречи с жителями кварталов реновации.