Posted 11 декабря 2013,, 13:33

Published 11 декабря 2013,, 13:33

Modified 31 марта, 15:57

Updated 31 марта, 15:57

ФСКН ищет наркомафию там, где светлее

11 декабря 2013, 13:33
После ужесточения требований к порядку хранения психотропных веществ уровень наркомании не уменьшился, а страдающие от психических заболеваний и пациенты на терминальных стадиях оказались без лекарств.

Стали известны последствия инициативы МВД и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) по ужесточению требований к порядку хранения психотропных веществ. Уровень наркомании не уменьшился, зато страдающие от психических заболеваний и пациенты на терминальных стадиях серьезных заболеваний оказались без медикаментозной помощи.

Врачи также говорят о поборах, вызванных новыми правилами – так, всю осень медицинские работники вынуждены были провести в очередях за платными справками, выдаваемыми наркологическими диспансерами.

«Мы должны теперь ежегодно тратить свое личное время и деньги, чтобы представить справку из ПНД. В наркодиспансере обязательна беседа с психиатром и наркологом, а в ПНД еще требуется сделать ЭКГ. При этом ЭКГ показывает только судорожную готовность мозга или энцефалопатию, но причем тут наркотики? Они следов на ЭКГ не оставляют. Справки стоят 300-500 рублей, ЭКГ – еще 500, причем платят врачи из своих средств, потому что в бюджете больниц или стационаров денег на это не предусмотрено», - рассказали сотрудники одной из больниц «Росбалту».

Новые правила учета психотропных веществ также привели к незапланированным расходам, поскольку резко ужесточились требования к охране помещений, в которых хранятся наркотические и подобные им препараты. С вступлением в силу с 8 августа 2013 г. постановления правительства РФ №78 от 04.02.2013 г. «О внесении изменений в некоторые акты правительства РФ» медицинским учреждениям по всей стране пришлось заключать дополнительные договоры на охрану, установку железных дверей и решеток, оборудование сейфами и камерами видеонаблюдения, однако денег на это правительство не выделило. В результате аптеки и больницы просто отказываются от хранения и использования психотропных веществ.

В Петербурге это уже привело к дефициту таких лекарств, причем не только в больницах и аптеках, но даже в службах «скорой помощи».

«Теперь в соматических бригадах мы не можем обеспечить пациентов эффективными обезболивающими препаратами, используются заменители. А в психиатрических бригадах врачи не всегда имеют возможность купировать острые приступы у больных, потому что резко сократилось выдача психотропных препаратов – на всю станцию могут выдать несколько ампул на неделю, и крутись, как хочешь. Разумеется, это сказывается на состоянии пациентов, но за них некому вступиться», - сообщил «Росбалту» один из врачей, попросивший не называть своего имени.

В Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) не смогли ответить на запрос «Росбалта» о том, сколько петербургских врачей были изобличены в использовании психотропных веществ в качестве наркотиков. Любопытно, что свой перечень лекарств, подлежащих предметно-количественному учету, на этой неделе выставил на общественное обсуждение Минздрав России. На сайте ведомства опубликован проект приказа «Об утверждении перечня лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету», но будет ли этот список согласовываться с перечнем ФСКН, неизвестно.

Что касается структуры наркопотребления, то, согласно данным группы исследователей из Петербурга Глеба Суворова и Вадима Тропникова, опубликованным на портале Rospravosudie.com, медицинские препараты почти не фигурируют в криминальной российской статистике. Ученые проанализировали около 150 тыс. приговоров по наркопреступлениям по всей России за последние три года. Структура потребления выглядит так: марихуана - 31%, героин - 30%, дезоморфин - 14%, гашиш - 9%, амфетамин - 5%, кодеин - 4%. Приговоры по всем остальным наркотикам идут по остаточному принципу, причем психотропные вещества из черного списка, который был недавно дополнен по требованию ФСКН, там почти не встречаются.

Сегодня в Общественной палате состоялось обсуждение проекта федерального закона «Об органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ». Документ был подготовлен Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН)

Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин резко раскритиковал проект. «Напомню, что наркоконтроль был образован путем внезапного превращения налоговой полиции в наркополицию, в результате чего появилась многоуровневая и многолюдная структура с подразделениями во всех районах. Новое ведомство, не имея правового фарватера, стало решать вопросы собственного существования - обеспечения работой 40 тыс. сотрудников, притом, что на том же поле работала и продолжает работать полиция. Конечно, легче взять одного наркомана и ловить на живца таких же, продающих друг другу наркотики. Таким путем без особого труда раскрывается сколько угодно особо тяжких преступлений по сбыту в крупном размере», - подобная критика деятельности ФСКН содержится в подготовленных к совещанию тезисах Владимира Лукина.

«Совершенно непонятна активность ФСКН, связанная с массовым унижением врачей и пациентов. Наркоманы употребляют героин и синтетику, а не какой-нибудь феназепам, но именно нужные пациентам лекарства мы буквально выпрашиваем в специализированных аптеках. Показательно недоверие со стороны власти к врачам, особенно требование ЭКГ для каждого медика. Сразу становится ясно, что чиновники, сочиняющие подобные инструкции, вообще не разбираются в предмете, который вызвались регулировать. Конечно, проблема злоупотребления лекарственными средствами существует, но в списке реальных проблем, связанных с наркоманией, она находится далеко не на первом месте. Хотелось бы спросить у генералов ФСКН – сколько врачей и фельдшеров состоит на учете у наркологов, что вы так рьяно взялись требовать с нас справки? Сколько врачей задержаны за торговлю наркосодержащими препаратами? И не являются ли все эти запреты лишь имитацией борьбы с наркоторговлей – просто потому, что с врачами бороться безопасней и проще, чем с реальной наркомафией?», - задаются вопросом врачи.

К сожалению, на момент публикации в ФСКН оказались не готовы отвечать эти вопросы, но «Росбалт» с удовольствием опубликует ответ на свой запрос, как только он будет получен. Впрочем, официальная статистика, представленная на сайте Федеральной службы, только подтверждает выводы опрошенных нами медиков.

Так, в 2013 году 76% всех выявленных в России наркопреступлений были связаны с героином, 18% - с синтетическими наркотиками, а 5% - с марихуаной. При этом психотропные вещества фигурируют лишь в 1% криминальных случаев. То есть даже если ФСКН вообще запретит оборот всех «подозрительных» медицинских препаратов во всех российских больницах, аптеках и станциях «скорой помощи», на проблему наркомании это никак не повлияет.

Евгений Зубарев

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.