Posted 14 декабря 2013,, 18:14

Published 14 декабря 2013,, 18:14

Modified 31 марта, 15:54

Updated 31 марта, 15:54

Вечный зов родовых башен

14 декабря 2013, 18:14
Почти все ингуши рано или поздно возвращаются домой. "У ингушей очень развиты родовые связи. Мы всегда знаем всех родственников и предков", - говорят молодые представители народности, временно живущие в Петербурге.

12 декабря в пресс-центре информационного агентства «Росбалт» состоялась заключительная встреча цикла «Чаепитие по...». Ее хозяевами стали представители ингушской диаспоры - Тимур Тангиев, Амир Эсмурзиев и Макка Хатсиева. Они рассказали ученикам 496 школы Санкт-Петербурга о древних традициях и тяге к родным землям, о трагичных событиях 40-х годов и особенностях строительства родовых башен.

Про род до седьмого колена

Впервые ингуши оказались в Санкт-Петербурге в составе ингушского конного полка в конце Первой мировой войны. Воинская часть была направлена в Северную столицу для борьбы с революционерами, но на пути домой, поддавшись пропаганде, многие ингуши решили перейти на сторону советской власти. Несмотря на смену политических взглядов, в эпицентре революционных событий осталась лишь малая часть полка. Почти все вернулись на родину.

«Ингуши очень привязаны к своей земле. И они всегда возвращаются домой», - говорит Тимур Тангиев, студент ФИНЭКа. «У ингушей очень развиты родовые связи. Мы всегда знаем всех наших родственников и наших предков. Мужчина должен изучить свой род до седьмого колена, - замечает Амир Эсмурзиев. - Ингушская пословица гласит: "Единство народа крепче камня". И мы всегда придерживаемся этого принципа».

Любовь к своей малой родине прослеживается и в традиционной архитектуре. Ингуши как этнос ментально неразрывно связаны со своей башенной культурой. Об этом говорит и самоназвание ингушей - «галгаи», что переводится как "люди башен". Каждый крупный род имеет свою башню, а ее строитель становится основателем рода. «По преданию, башни строили так: находили участок земли и выливали на него молоко. Если оно просачивалось в почву, то земля считалась негодной, если молоко оставалось на земле, то на этом месте можно было строить», – рассказывает Амир.

При постройке башни нужно было соблюсти ряд условий: работа должна была занимать ровно год, и строил ее только хозяин семьи.

Чтобы ни случилось, ингуши всегда находили путь обратно, к своему роду. Выбор - остаться на чужбине или вернуться в родные края - перед нацией стоял много раз. Одна из самых трагичных страниц в истории ингушей – это депортация в 40-е годы. Первоначально предлагалось расселить депортированных в Сибири — в Новосибирской и Омской области, а также в Красноярском крае и Горном Алтае. Затем было принято решение депортировать их в Казахстан и Среднюю Азию. Депортация началась 23 февраля 1944 года. В первые же сутки из населенных пунктов вывезли 333 тысячи человек, из этого числа погрузили в эшелоны 177 тысяч. Несмотря на сильные снегопады, к концу февраля было выселено 478 тысяч человек, в том числе 91 тысяча ингушей. Жителям республики разрешили взять с собой по 500 килограммов груза на семью. Переселенцы должны были сдать скот и зерно — в обмен они получали скот и зерно от местных властей на новом месте жительства. Вывозили людей в вагонах по 45 человек.

Только спустя 13 лет, в 1957 году, у ингушей появилась возможность вернуться на свою историческую территорию. Большая часть из них так и поступили. Ссылки, депортации, войны сделали ингушей дружным, сплоченным народом. И на протяжении истории эти качества не раз проходили проверку.

Хозяева чаепития Тимур, Амир и Макка говорят, что после окончания учебы тоже планируют вернуться в Ингушетию. При этом все отмечают, что в Петербурге у них нет проблем с общением и пониманием. «Я часто сталкиваюсь с таким понятием как «разность культур», - говорит Амир. - Но я считаю, что такого понятия не существует. Есть культура, а есть ее отсутствие. Люди, которые знают свою культуру, свои традиции, будут уважительно относиться и ко всем остальным. В Ингушетии проживают не только ингуши, но и чеченцы, русские, и на протяжении долгих лет мы не испытывали дискомфорта при общении. В Санкт-Петербурге у меня огромное количество знакомых разных национальностей, и ни с кем у меня не было проблемы недопонимания. Нельзя замыкаться в какой-то своей культуре, надо развивать свой кругозор и общаться со всеми».

Сейчас в Петербурге и Ленобласти живут около 5 тысяч ингушей. В большинстве своем это молодые люди, которые учатся в петербургских вузах. И почти все они мечтают вернуться на родину. Не потому, что здесь плохо, а потому что нет ничего лучше дома.

Все "самое-самое"

Несмотря на то, что ингуши — народ с многовековой историей, Республика Ингушетия появилась совсем недавно — в 1992 году. Она является самым молодым субъектом в Российской Федерации, который был основан указом президента Бориса Ельцина. На сегодняшний день в регионе проживает около 500 тысяч человек. Подавляющее большинство населения – ингуши.

В каком-то смысле Ингушетия является уникальной республикой, так как в ней много «самого-самого». Например, это самый малый по площади регион Российской Федерации, в котором есть самый маленький город в стране – столица Магас, самое большое село - станица Орджоникидзевская, а ингуши - последняя нация, которая приняла мусульманство. До этого ингуши исповедовали христианство с элементами язычества по меньшей мере 1000 лет.

Столица Магас – один из немногих в последние десятилетия городов мира, специально основанных как столица. Почти все здания там носят административный характер, а проживает там около 500 человек. Современный город был основан 23 февраля 1994 года, по одной из версии - на месте разрушенной монголо-татарами в 1238 году одноименной столицы Алании. В конце декабря 2000 года Магас стал столицей Ингушетии, заменив в этом качестве Назрань.

Любимое угощение мужчин

Современная столица наряду с нетронутыми уголкам природы и памятниками истории делают Ингушетию привлекательной для туризма. В первую очередь туристам интересны родовые и боевые башни. Общее количество средневековых башен в Ингушетии достигает двух тысяч. В республике сохранились и народные промыслы – резьба по дереву и камню, художественная обработка металла, ковроткачество, вышивка золотыми и серебряными нитями.

Помимо красот республики туристы знакомятся и с традиционным кавказским гостеприимством. На встрече Макка рассказала, об ингушских блюдах и угостила национальными лепешками с сыром и картофелем. «Чапильгаш — одно из самых любимых блюд ингушских мужчин. Также у нас очень популярны блюда из мяса — баранины или птицы. Например, галушки с мясом. А чай у нас принято пить очень крепким и горячим», — заключила Макка.

Мария Хитаришвили

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга