Posted 30 декабря 2013,, 08:30

Published 30 декабря 2013,, 08:30

Modified 31 марта, 15:40

Updated 31 марта, 15:40

«Живые бомбы» остановят только люди

30 декабря 2013, 08:30
Используемые спецслужбами технические методы предотвращения терактов не работают – они рассчитаны на освоение бюджетных денег и создание искусственного спроса на услуги ЧОП, считают специалисты.

Используемые спецслужбами методы предотвращения терактов не работают – они рассчитаны лишь на освоение бюджетных денег и создание искусственного спроса на услуги частных охранников или специализированных полицейских подразделений вроде центров «Э». Таково мнение большинства специалистов, опрошенных «Росбалтом».

После серии терактов в столичном метро в России была утверждена «Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте», на которую было потрачено 50 млрд рублей. В ходе реализации программы метрополитены Москвы и Петербурга, а также все вокзалы страны были оборудованы металлоискателями и рентгеновскими аппаратами. Кроме того, были заключены договоры с частными охранными структурами, которые обслуживали эти устройства, а также проведены другие затратные мероприятия.

Программа рассчитана до 31 декабря 2013 года и была бы завершена, если бы не последние взрывы в Волгограде. В комментариях сотрудники силовых структур уже заявляют, что системы безопасности в Волгограде «сработали эффективно», поэтому нет сомнений, что программу продлят на следующий период. При этом ни разу в течение 2010-2013 года рамки металлоискателей не помогли предотвратить теракт – напротив, специалисты предупреждали, что взрывать будут перед рамками, как и случилось на вокзале в Волгограде.

«В конце октября на платформе петербургской станции метро «Автово» была случайно обнаружена сумка с тротиловыми шашками весом почти килограмм. Характерно, что вестибюль этой станции оборудован рамкой металлоискателя и досмотровым помещением, где сотрудники метро выборочно обыскивают пассажиров. Но 68-летний пенсионер, так называемый «черный копатель», смог легко пронести сумку с тротилом и забыть ее на скамейке. Позже его личность установили благодаря камерам наблюдения и сканированию проездного билета. То есть видеонаблюдение – это действительно эффективный метод контроля, а вот тотальные досмотры пассажиров – совершенно бесполезное занятие. Но рамки собираются ставить всюду», - рассказал «Росбалту» источник в полиции.

«Каждый муниципалитет в российских городах имеет статью в бюджете, которая называется «расходы на безопасность». Но куда идут эти деньги, знает только узкий круг людей. В свое время наш ЧОП предлагал администрации выделять в своем районе патрульную машину при условии, что нам хотя бы оплатят бензин. Чиновники отказались, зато всюду начались массовые установки металлоискателей по завышенным ценам. Конечно, рамки – это бесполезное устройство. Во-первых, они не могут работать в режиме постоянного контроля – как правило, на 20 минут работы рамки должно приходиться 40 минут отдыха. Во-вторых, рамки бесполезны перед так называемыми "палестинскими бомбами" – пластиковая взрывчатка со щебенкой в качестве поражающего элемента. В-третьих, взрывать начнут сами рамки, что уже и происходит. Чтобы решить проблему терроризма, нужна грамотная оперативная работа, а у нас в ходе так называемой реформы полиции сохранили численность штабов и тыловиков, зато порезали штаты тех, кто работает "на земле". Штабисты умеют составлять красивые отчеты и осваивать бюджеты на программы безопасности, но подобной деятельностью терроризм не победить. Человеческий фактор – вот главный ресурс борьбы с террористами, нам позарез нужны квалифицированные и честные силовики», - рассказал «Росбалту» специалист одного из петербургских ЧОП Антон Ершов.

Ранее «Росбалт» выслушивал комментарии экспертов, критикующих не только исполнителей, но и законодателей. «Концепцию безопасности на транспорте, предусматривающую, в частности, использование досмотровых рамок на вокзалах, приняли еще шесть лет назад. С осени 2011 года она работает в России в тестовом режиме, а нормативной базы, позволяющей нам это делать законно, нет до сих пор. С 2007 года депутаты Госдумы не могут принять поправки в законодательство. Чем Госдума занимается, мне непонятно», — возмущался заместитель начальника Октябрьской железной дороги по безопасности Николай Клюквин на совещании специалистов еще в апреле этого года. С тех пор федеральный парламент так и не принял закон, позволяющий легализовать досмотры пассажиров – т.е. они и поныне незаконны.

Другой профессионал, директор департамента авиационной безопасности ОАО «Авиакомпания «Россия» Александр Марьенко сетовал на отсутствие полномочий у экипажей самолетов. «Спектр мер, которые могут применяться к пассажирам на Западе, очень широк — от предупреждений до смирительных рубашек и инъекций успокоительного препарата. То есть, если человек ведет себя неадекватно, пассажиров защитят в любом случае. А в России персонал может только уговаривать психопата или террориста вести себя потише. На самолетах нужно легализовать не только так называемых маршалов — людей, которые могут пресекать действия хулиганов, но и технические средства (наручники, шокеры, смирительные рубашки и т. п.). Неплохо также обзавестись карцерами для особо буйных пассажиров, как сделано на пассажирских судах — там капитаны имеют право на подобные действия», - предложил Александр Марьенко.

Не все технические новшества, устанавливаемые в России на транспорте за бюджетный счет, критикуются специалистами. Так, обоснованным называется внедрение систем контроля железнодорожных путей, например, ситуационный центр безопасности, созданный на Октябрьской железной дороге после громких терактов на железной дороге – взрывов поездов «Невский экспресс» в 2007 и 2009 годах.

Теперь железнодорожные пути на всем своем протяжении контролируются не только обычными камерами видеонаблюдения, но и системами тепловидения. Тепловизоры позволяют регистрировать приближение человека к путям на расстоянии до 600 метров, причем работают они днем и ночью, а также летом и зимой. Эти меры безопасности уже доказали свою эффективность – так, в несколько раз снизилось количество актов вандализма и грабежа имущества железных дорог, поскольку специальные бригады направляются к месту инцидента в режиме реального времени. Закладка взрывчатки на железнодорожных путях также выявляется заблаговременно – возможно, поэтому спецслужбами не было допущено ни одного случая теракта в зоне ответственности ОЖД. При этом системы безопасности, внедренные на Октябрьской железной дороге, уже используются на железных дорогах и транспортных узлах Краснодарского края – так власти пытаются защитить олимпиаду в Сочи.

В Рунете на силовые структуры сейчас обрушился шквал критики со стороны испуганных и возмущенных террором обывателей, при этом далеко не все офицеры спецслужб разделяют подобную позицию.

«Оценивать эффективность работы государственной машины исключительно на примере терактов было бы неверно. Надо понимать, что критикуемые сейчас рамки металлоискателей – это последний рубеж. Если зомби вышел с бомбой и отправился в путь по городу – значит, 99% рубежей защиты уже не сработали, остался последний, и рамка здесь призвана лишь минимизировать людские потери. Бомбу, выпавшую из бомболюка, уже не остановить – она обязательно взорвется. А вот чтобы бомбы изначально не появлялись в наших городах, нужна поддержка всего населения. Террористы и их пособники раскалывают страну, навязывая впечатление, что, условно, идет некая война между ФСБ и Кавказом. Но это неправда – война идет со всем населением страны, ведь среди жертв может оказаться кто угодно. И когда общество начинает отстраняться от силовиков, как бы показывая – вы тут между собой воюйте, а мы постоим рядом и покритикуем ваши дурацкие рамки металлоискателей – так не получится. Надо понимать, что у нас в стране снова идет война, и эта война касается каждого, так что выбирать свою сторону все равно придется. И полицейским, и спецслужбам сейчас как никогда нужна поддержка всего населения – человеческий фактор сейчас важнее любой техники», - заявил «Росбалту» один из офицеров федеральной силовой структуры, попросивший не указывать его имя и должность.

Евгений Зубарев