Posted 2 января 2014,, 05:51

Published 2 января 2014,, 05:51

Modified 31 марта, 15:38

Updated 31 марта, 15:38

Бескультурная столица

2 января 2014, 05:51
В ушедшем году в Петербурге открылись новые музеи, прошли театральные фестивали, состоялся Международный культурный форум. Но все это меркнет на фоне скандалов, сотрясавших театры, выставки, музеи и творческие вузы.

В 2013 году в Петербурге открылись новые музеи, прошло больше двух десятков театральных фестивалей, состоялся очередной Международный культурный форум. Но можем ли мы до сих пор с полной уверенностью называть наш город культурной столицей? Вряд ли. И виной тому – скандалы, весь год сотрясавшие театры, выставки, музеи и творческие вузы.

Казаки vs писатели

Еще с конца 2012 года некие борцы за нравственность, именующие себя петербургскими казаками, ополчились против классика Владимира Набокова. Признанного и любимого во всем мире писателя спустя почти 60 лет после публикации «Лолиты» стали обвинять в педофилии. В 2013-м казачья атака набрала обороты. В начале января неизвестные бутылкой разбили окно в музее Набокова на Большой Морской. Спустя несколько дней новая «акция» - избит организатор спектакля «Лолита» Артем Суслов. Мужчина получил сотрясение мозга. При этом нападавшие снимали свои действия на камеру и заставили Суслова признаться в педофилии. Но спектакль заслуженного артиста России Леонида Мозгового "Лолита" все-таки состоялся, и не один раз. Правда, музею «Эрарта» пришлось поплатиться за это действие — на фасаде здания вскоре появилась надпись «педофилы».

Оставление посланий на стенах успело стать визитной карточкой «казаков». В начале года они расписались на музее Набокова. Слово «педофил» с фасада исторического здания удалить получилось не сразу - надпись была видна даже в апреле. Позже неизвестные осквернили оскорбительными надписями музей-усадьбу Набокова в поселке Рождествено Гатчинского района. Те же «казаки» оставили послания с угрозами и на стенах креативного пространства «Ткачи», когда там проходила выставка Icons.

Ругательства пришлось удалять с фасадов МДТ и Молодежного театра на Фонтанке. Правда, в этот раз дело было не в педофилии, а в геях. «Казакам» не понравилось, что один из спектаклей Зимнего театрального фестиваля рассказывал о гомосексуалисте, а режиссер постановки Томас Остермайер открыто вступился за секс-меньшинства. К концу года под горячую руку псевдоборцов за нравственность попал и худрук фестиваля, режиссер Лев Додин. Ему «казаки» подкинули свиную голову с надписью «Додин». Ни одного из злоумышленников, не смотря на обращения в полицию, так и не нашли.

Кадры решают все?

2013 год принес культуре Петербурга много кадровых перемен. Творческий процесс Цирка на Фонтанке возглавил Вячеслав Полунин. В БДТ им. Товстоногова тоже появился новый худрук - режиссер Андрей Могучий. Однако куда больше внимания привлекли спорные кадровые решения. Летом со своего поста была уволена директор Российского института истории искусств Татьяна Клявина. На ее место Минкульт поставил бывшего проректора Санкт-Петербургского университета культуры и искусств Ольгу Кох. В РИИИ начались массовые сокращения и увольнения, которые новая руководительница объясняла «оптимизацией». Многие считали, что институт хотят сделать филиалом московского вуза, отобрав Зубовский особняк на Исаакиевской площади. Городские депутаты не раз пытались вмешаться в ситуацию, критиковали кадровую политику министра культуры Владимира Мединского, но «наверху» продолжали действовать без оглядки на стороннее мнение.

В таком же ключе произошло и назначение нового ректора Академии русского балета им. Вагановой. Вера Дорофеева, руководившая творческим вузом много лет, только за пару часов до представления нового руководства узнала, что ее «ушли». И.о. ректора до проведения официальных выборов был назначен бывший премьер Большого театра Николай Цискаридзе. Фигура известная, но не совсем подходящая на эту роль. К такому мнению пришли многие специалисты Вагановки, покинувшие академию вслед за Дорофеевой.

Эти кадровые решения произошли на фоне обсуждения идеи о создании в Петербурге так называемого Национального центра искусств. Маэстро Валерий Гергиев раскритиковал нынешнее качество художественного образования и предложил под эгидой Мариинского театра объединить Вагановку, РИИИ и Санкт-Петербургскую консерваторию. Правда, потом дирижер от авторства этой идеи отказался, но в СМИ уже говорили о «комбинате имени Гергиева». После множества негативных отзывов со стороны творческой интеллигенции объединение сочли нецелесообразным, но осадок остался.

Топорность в кадровой политике показала и городская власть. Главного дирижера Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра Александра Титова уволили прямо во время репетиции. На его место чиновники решили найти кого-то с более выраженными лидерскими качествами. Глава комитета по культуре упорно доказывал журналистам, что решение об увольнении принимал именно он, но не все поверили этой версии.

Взрывоопасные выставки

Не успело отгреметь возмущение по поводу экспозиции братьев Чепмен в Эрмитаже, как петербургская православная общественность (в лице тех же «казаков») нашла новый объект преследования. Выбор пал на выставку Icons, которую в Петербург привез галерист Марат Гельман. Экспозицию сразу сочли скандальной, хотя этому во многом способствовали сами православные пикетчики, привлекавшие к ней повышенное внимание. Правда, позже собственник выставочного пространства все же предпочел выселить оператора, разместившего Icons в арендуемом помещении. Видимо, от греха подальше.

Чувства верующих оказались страшной силой. Но весьма абсурдной. В марте гость выставки мишек Тедди разрушил инсталляцию с изображением распятого игрушечного медведя и подрался с автором экспозиции. Пришлось даже вызывать полицию. А вот чувства некоторых петербургских коммунистов задел приезд в Северную столицу Упоротого лиса - чучела и популярного Интернет-мема. Создательницу фигурки обвиняли в неуважении к мертвым животным, жестокости и даже наркомании. К травле подключился и защитник традиционных ценностей, депутат Виталий Милонов.

Впрочем, более существенную роль парламентарий сыграл при закрытии другой выставки – экспозиции картин художника Константина Алтунина в Музее власти. Там были представлены такие полотна как «Эротические сны Елены Мизулиной», «Радужный Милонов», «Травести», изображающее президента и премьера РФ в женской одежде. Была и картина, где Владимир Путин и Барак Обама меряются мужскими достоинствами.

После жалобы Милонова полицейские опечатали музей и конфисковали несколько полотен. Безобидные карикатурные изображения, как оказалось, теперь вне закона.

Бродячие артисты

В 2013 году сразу несколько творческих коллективов фактически остались без крыши над головой. Лабораторию ON.Театр выселили из помещения на улице Жуковского из-за жалоб соседей на шум. Руководство коллектива рассказывало, что над театром живет генерал МВД, чья жена и обратилась в Госпожнадзор и Роспотребнадзор. Два суда театр выиграл, но решением третьего их деятельность была приостановлена. За негосударственную творческую лабораторию вступились МДТ и Александринка. До нового года ON.Театр будет играть на их сценах, но что потом – неизвестно. Аренда многих площадок не по карману артистам, которые живут за счет собственных концертных сборов.

Клоун-мим театр «Лицедеи» оказался на улице по вине собственников бизнес-центра «Толстой сквер» на Петроградке, где артисты арендовали помещение. Владеющая зданием компания «И-Инвест» перекрыла доступ к сцене, а также через суд потребовала с театра 11,5 млн рублей – арендную плату и пени. В такой ситуации частично оказались виноваты и сами мимы, потому что не позаботились об юридической стороне вопроса. У артистов не было правоустанавливающих документов на помещения, хотя сам «Толстой сквер» изначально был построен с условием размещения в нем «Лицедеев».

«Они воспользовались моим доверием. Моим клоунским доверием", — объяснял тогда директор театра Виктор Соловьев. В конце концов суд обязал «И-Инвест» передать «Лицедеям» помещения по договору аренды, а также отказал владельцам здания во взыскании с артистов крупной суммы. Клоуны и мимы пока смогли вернуться на привычную площадку. «И-Инвест» сейчас оспаривает судебное решение.

В похожей ситуации в конце декабря оказалось и креативное пространство «Четверть». Спор хозяйствующих субъектов привел к захвату здания, мародерству и привлечению ОМОНа. Этот конфликт, не смотря на вмешательство депутатов ЗакСа, далек от завершения.

Но все спорные культурные моменты только за один 2013 год перечислить невозможно. В ушедшем году Петербургу пришлось отстаивать коллекцию импрессионистов, которую из Эрмитажа предлагалось перевезти в Москву для воссоздания Музея нового западного искусства. В том же Эрмитаже некие группы граждан периодически проводили несогласованные с руководством музея молебны. Весь Петербург стоял в пробках благодаря возрождению традиции большого крестного хода, здание новой сцены Мариинки оказалось похожим на торговый центр и так далее, и так далее. А за окном тем временем - новый 2014 год, официально объявленный годом культуры.

Софья Мохова