Posted 31 января 2014,, 16:40

Published 31 января 2014,, 16:40

Modified 30 января, 20:18

Updated 30 января, 20:18

Блокада продолжается

31 января 2014, 16:40
Скандал с "Дождем" - неудачный ляп на фоне будней блокадников, о которых чиновники вспоминают раз в пятилетку. В МО "Автово" слепой женщине на памятную дату подарили... книгу. А о некоторых ленинградцах и вовсе забыли.

Скандал с «Дождем», сотрудники которого — я абсолютно уверена — ничего «такого» не хотели, может показаться просто неудачным ляпом на фоне ежедневных будней блокадников, которых чествуют раз в пятилетку.

В преддверии памятных дней профильные чиновники реально не спали ночами, пересчитывая оставшихся героев и стараясь никого не забыть. Организовывали, проверяли, доставали, контролировали, вручали, размещали. Такие же профильные, но рангом поменьше муниципальные служащие перетряхивали бюджеты и до хрипоты спорили, чем же лучше одарить «своих» блокадников — книгой, часами или постельным бельем. Не спал даже Кремль: президент России Владимир Путин (ну, не лично конечно, но с факсимильной подписью) рассылал индивидуальные именные поздравления ленинградцам, а некоторым подарил сотовые телефоны с большими кнопками. Те же, кому ни мобильников, ни даже пододеяльников не досталось, должны были как минимум попасть на разнообразные концерты, встречи и памятные торжества, проходившие в разных районах и учреждениях города.

В Петербурге сейчас проживают более 192 тыс. блокадников. Плюс те, кто приехал в родной Ленинград на торжества из разных стран и регионов.

«Мы делаем все возможное и невозможное. Но при таком объеме работы возникают ляпсусы. Да, кто-то попадет на юбилейный концерт в БКЗ «Октябрьский», а кто-то — в местную школу. Но в основном все проходит достойно, блокадные мероприятия не сорваны. Ни в одном городе такого не существует, чтобы всем было все хорошо», - честно признался председатель комитета по социальной политике Александр Ржаненков,

Так оно, в принципе, и вышло. Одинаково «всем все хорошо» не было.

Людей, пришедших на Пискаревское кладбище 27 января, неожиданно и без объяснения причин туда не пустили. Уже потом стало известно, что там в это время возлагал цветы Владимир Путин. Кто смог — достоял, пока президент не уехал. Кто не смог — удивлялся и жаловался, в том числе в «Росбалт».

В центре города воссоздали «Улицу жизни». Не шедеврально, но вполне пристойно, «бюджетненько», как сказал кто-то из чиновников. И посетители даже смахивали слезу, если бы не очередной ляпсус: при воссоздании картин умирающего от голода города не хватило пары досок, чтобы прикрыть тумбу с рекламой бургеров. Ну, не хватило досок! Но осадок остался.

До сих пор не ясна развязка еще одного «ляпсуса» с якобы запретом рекламы немецких товаров. Комитет по печати на пресс-конференции две недели назад обещал разобраться и 30 января дать ответ, кто учинил такую гнусную провокацию. Однако ответа нет до сих пор. Остается только предполагать, чья инициатива так и осталась ненаказуемой.

Блокадники — люди крайне терпеливые. Но когда слепому дарят книгу, а безрукому — набор кастрюль (это не фигура речи, а самая что ни есть реальность), грани между смешным и великим стираются.

Так, в муниципальном округе «Дворцовый» ветеранов и блокадников поздравили стихотворением сомнительного содержания, в котором говорится, что «фашисты захватили Ленинград». После разразившегося скандала муниципалы уверяли, что рассылка от их имени — это подделка, происки конкурентов перед грядущими выборами. Действительно ли кто-то пожелал так их «подставить», или они сами, извините, лопухнулись, достоверно неизвестно. В других МО блокадникам дарили продуктовые наборы, настенные часы, постельное белье, термосы, покрывала и махровые полотенца. Тем, кому посчастливилось попасть на парад 27 января, должны были выдать утепленные стельки. К предыдущему юбилею, помнится, блокадников снабжали новыми газовыми плитами и холодильниками.

«В этом году подарков от города не будет. Каждому блокаднику будут выданы 3 тыс рублей и памятные медали», - констатировали в Смольном.

Впрочем, некоторые чиновники посчитали, что с блокадников и так достаточно.

«Я живу на территории округа несколько десятков лет, меня прекрасно знают в муниципальном совете, - рассказала «Росбалту» жительница МО «Автово», 76-летняя блокадница Лариса Бойцова. - Но мне ни разу не доставалось ни подарков, ни билетов, а также никаких иных знаков внимания. Пару раз предлагали билеты в местные ДК, в кино да полкоробки конфет. В этом году подарили книгу про блокаду. Вероятно, кому-то что-то и дают к датам, но, видимо, только тем, кто ходит и клянчит. А я так не привыкла».

Глава МО «Автово» Геннадий Трусканов пояснил свою позицию «Росбалту». По его мнению, подарки в вещественном выражении унижают ветеранов и блокадников. К тому же забота о героях — прерогатива государства.

«Все эти термосы и часы — это дешево. Вообще все, чтобы ни подарили нашим ветеранам — это будет выглядеть дешевкой и не станет достойным знаком внимания, - считает Трусканов. - Это зависит от культуры тех, кто принимает решение. Мы очень серьезно подошли к этой проблеме, были разные мнения по поводу подарков. Привыкли раздавать-получать пакетики со жратвой, а у нас рука не поднимется их раздавать! Никакой вещественный подарок не будет достоин памяти, ничто не сможет покрыть их страдания и переживания. Это наша принципиальная позиция».

В итоге в МО «Автово» подошли к делу творчески и подарили героям книгу «Блокада. Трагедия Ленинграда». По мнению депутатов, наличие этого фолианта в семье блокадника важнее, чем плед или набор продуктов. Правда, и с этим «неувязочка вышла». Как рассказал «Росбалту» сам Трусканов, к нему уже приходили жаловаться родственники блокадников, посчитавшие особым цинизмом факт преподнесения «книги — лучшего подарка» 87-летней слепой женщине.

«Дочь этой блокадницы ругалась, пообещала жаловаться губернатору. Ну что ж, пускай жалуются. Мы же дарили подарки не столько блокадникам, сколько их родными. Чтобы помнили», - рассказал Трусканов.

А вот 84-летняя блокадница, ветеран Нина Казарина говорит даже не о подарках. Она мечтает о том, чтобы сильные мира сего наконец обратили внимание на ее личную беду: «Уважаемый Владимир Владимирович! Примите мою благодарность за ежегодные поздравления и добрые пожелания от вашего имени. Разрешите и мне направить в ваш, как сыну блокадников, адрес мои поздравления с нашим общим праздником. Одновременно я позволю себе сообщить вам, что я лишена этого праздника, так как по сие время нахожусь в личной блокаде и меня никто не слышит!» - пишет Нина Ивановна.

Старая женщина просит лишь об одном — чтобы ей дали ответ, почему с июля 2012 года следствие доканывает в СИЗО ее дочь — бывшего судью Татьяну Зайферт, подозреваемую в неких мошеннических схемах с жильем, а на самом деле, как убеждены мать и адвокаты узницы, просто неудачно перешедшую дорогу весьма влиятельным в Петербурге людям из так называемой «путинской команды».

«Его власть так велика, что все наши обращения в различные инстанции остаются неуслышанными. Моя блокада продолжается, и праздника у меня нет!» - пишет пожилая ленинградка.

Конечно, история слепой блокадницы, которую поздравили книгой, или отчаянно бьющейся за честное имя дочери Нины Казариной, или тех, кто так мечтал поклониться могилам на Пискаревке, но остался за воротами — частные вроде бы случаи. Но из них и складывается память.

Марина Бойцова