Posted 15 февраля 2014,, 19:56

Published 15 февраля 2014,, 19:56

Modified 31 марта, 15:00

Updated 31 марта, 15:00

Крестный ход против святого Валентина

15 февраля 2014, 19:56
Петербургская епархия РПЦ организовала Молодежный крестный ход, на который привезли около 500 "трудных" подростков. Остальными участниками оказались пожилые волонтеры и священнослужители.

Петербургская епархия РПЦ организовала шествие своих сторонников по центру города под названием "Молодежный крестный ход". Однако из трех тысяч участников молодежь представляли примерно 400-500 школьников и студентов из городских социальных учреждений, работающих с так называемыми "трудными" подростками. Остальными участниками оказались пожилые волонтеры из городских социальных организаций, патронируемых правительством Петербурга, прихожане воскресных школ, а также персонал многочисленных православных церквей мегаполиса.

При этом подростки не выглядели особенно набожными прихожанами – собираясь в колонны возле Феодоровского собора на Миргородской улице, они курили, стеснительно пряча сигареты в кулаках, а некоторые из них так явственно ругались матом, что видеозапись этого события нам пришлось серьезно редактировать.

Как рассказала мне Светлана Орлова, директор так называемой Московской площадки ООО «Новое поколение», от подведомственного ей учреждения на Крестный ход прибыли 200 детей.

«Эти детки очень хорошие, но судьба у них тяжелая. Родители многих наших детишек не часто интересуются их судьбой, поэтому ребята вынуждены сами зарабатывать себе на жизнь. Более того, некоторые дети даже содержат своих родителей. К примеру, у нас есть мальчик, который работает и со своей зарплаты выплачивает кредиты за своих асоциальных родителей. У нас есть домовой храм, там дети молятся – особенно перед экзаменами. Видела также, как они там покупают иконы для своих больных родителей. Дети искренне верят в это», - рассказала Светлана Орлова.

Как сообщили мне сами подростки, на производственных площадках «Нового поколения» они делают настольные игры, что позволяет им иметь карманные деньги или даже оплачивать съемную квартиру.

На Крестный ход многих привезли на автобусах, но некоторые классы также приходили на Миргородкую улицу пешком, двигаясь от станций метро «Площадь Александра Невского» или «Площадь Восстания».

Перед началом шествия священнослужители из Феодоровского собора с помощью мегафонов объясняли верующим, как следует петь хором, чтобы молитвенные песнопения доносились до максимального количества зрителей.

«Надо, чтобы молитва звучала в течение всего Крестного хода. Внимательно слушайте, что поют певчие, и подхватывайте слова», - напутствовали организаторы мероприятия.

В 12:30 Крестный ход двинулся по маршруту Феодоровский собор – Харьковская улица – Тележная улица – Чернорецкий переулок – площадь Александра Невского. Шествие возглавил председатель комитета по молодежной политике Смольного Александр Пархоменко.

После того, как колонна выдвинулась на Тележную улицу, стало видно, что в мероприятии участвуют не менее двух-трех тысяч человек – демонстранты заполнили всю улицу, причем с тротуаров их почему-то сгоняли солдаты внутренних войск со словами: «По тротуару ходить не положено, идите на проезжую часть!».

Кто был автором этой интересной идеи, узнать не удалось, но люди, не имеющие отношения к Крестному ходу и идущие по тротуарам по своим делам, были изумлены подобными требованиями и далеко не всегда слушались юных полицейских.

Толпа достаточно быстро добралась до площади Александра Невского и вошла на территорию Александро-Невской лавры. При этом большинство детей притормозили перед воротами и отправились по своим делам.

Пенсионерка Татьяна Северина, экономист по образованию, а ныне волонтер одной из городских НКО, рассказала мне, что с удовольствием помогает церкви в этом мероприятии. Ее подруги-пенсионерки также участвовали в организации очереди к Дарам волхвов месяц назад. При этом нынешний Молодежный крестный ход Татьяну Северину немного огорчил.

«Видела, как молодые люди разбегались перед площадью, в лавру они не пошли. Но были и такие, что шли с молитвами, остались в храме на молебен, отстояли там службу», - рассказала пенсионерка.

Участники мероприятия по-разному отнеслись к упоминанию популярного в России праздника – Дня святого Валентина, отмечавшегося накануне, 14 февраля. Некоторые пояснили, что не видят ничего плохого в том, что люди объясняются друг другу в любви. Другие отозвались об этом дне очень резко, называя его «чуждым западным праздником». Но все демонстранты оказались едины во мнении, что нынешний Молодежный крестный ход – это очень важное и нужное мероприятие, способное однажды заменить День святого Валентина в России.

По окончании мероприятия ко мне вдруг подошел полицейский вместе с необычайно возбужденной женщиной средних лет. Женщина, указывая на меня, заявила:

- Он снимал все на камеру! Это очень подозрительный тип!

- Гражданин, с какой целью вы снимали общественно-массовое мероприятие? - грозно спросил меня полицейский.

Замечу, что я аккредитовался в Петербургской епархии согласно установленным там же правилам. При этом съемка на улице, то есть в публичном месте, вообще никак не регламентируется и разрешается всем желающим – не только аккредитованным журналистам, но вообще любым гражданам. Разумеется, я тут же достал камеру, но возбужденная женщина принялась прыгать и стучать по ней, требуя прекратить съемку. Пришлось действительно прекратить.

- На каком основании вы снимали общественно-массовое мероприятие? – снова спросил полицейский.

Я попросил его представиться.

- Заместитель начальника 76-го отдела полиции подполковник Иванов. С какой целью вы снимали Крестный ход?... Мы хотим знать, кто вы такой, во избежание каких-либо террористических акций.

Мне пришлось предъявить подполковнику свое удостоверение, после чего он, извинившись, быстро ушел, оставив меня один на один с неадекватной женщиной.

- Вы не имеете права снимать наши мероприятия. Кто вы такой, я вас не знаю! - кричала она.

По счастью, мероприятие уже закончилось, поэтому я просто развернулся и ушел к своей машине. Но страшно подумать, что будет, если особо страстно верующие однажды начнут указывать всем прочим горожанам, что именно им можно снимать на наших улицах, а что нет.

Святой Валентин этого бы точно не одобрил.

Евгений Зубарев