Posted 24 февраля 2014,, 20:30

Published 24 февраля 2014,, 20:30

Modified 31 марта, 14:52

Updated 31 марта, 14:52

Малая Садовая за "Болотную"

24 февраля 2014, 20:30
Акция протеста против приговора политическим заключенным по болотному делу оказалась одной из самых массовых в Петербурге за последний год. Полиция жестко задерживала всех, даже депутатов.

Акция протеста против приговора политическим заключенным по так называемому «болотному делу» оказалась одной из самых массовых в Петербурге за последний год – на Малую Садовую улицу в понедельник вышли примерно 200 человек, около половины из них были задержаны.

Организатором выступила Партия прогресса – ее зарегистрировал в качестве своей политической силы известный столичный оппозиционер Алексей Навальный. Лидер петербургского отделения этой партии Алексей Касаткин пояснил «Росбалту», почему Навальный и его сторонники поддерживают не только узников «болотного дела», но и переворот на Украине.

«Власть испугалась повторения Майдана у нас, потому что еще буквально неделю назад прокуроры хотели дать узникам Болотной площади по 6 лет заключения. А ведь эти люди - герои, потому что они не пошли на сделку со следствием, которую им навязывали. Они также не признали свою вину и выступали до последнего. Я знаю, что 6 мая на Болотной была провокация, потому что я тогда тоже был там, стоял в 200 метрах от этой потасовки и видел, как активистов провоцировали представители власти. На ту демонстрацию люди пришли с детьми, никто не хотел никаких силовых конфликтов. Сейчас здесь, на Малой Садовой, мы даже не митингуем – мы просто информируем людей о том, что произошло в Москве 6 мая и почему был вынесен неправосудный приговор. Люди настолько зомбированы государственными СМИ, что мне стыдно за русский народ», - рассказал Касаткин, заодно раздавая в толпе листовки с соответствующим текстом.

Он также сообщил, что сторонники Навального поддерживали свержение власти на Украине, но были огорчены последними инициативами новой украинской власти. «Запрет компартии, сносы памятников Ленину, отмена регионального статуса русского языка – это, конечно, перегибы. Мы будем разговаривать с нашими украинскими коллегами, объяснять им, что нельзя дискриминировать людей по политическим или национальным мотивам», - заявил политик.

Бывший «яблочник», а ныне член партии «Гражданская платформа» Максим Резник также пришел на Малую Садовую поддержать осужденных активистов. «Я пришел сюда прежде всего потому, что я гражданин. Считаю приговор, вынесенный сегодня политическим заключенным в Москве, неправосудным. Люди мирно вышли на площадь, чтобы выразить свое возмущение фальсификациями на выборах, а за это их посадили в тюрьму. Фактически люди оказались заложниками власти, и я вышел на улицу, чтобы выразить свое отношение к этому произволу. Надеюсь, что мое присутствие как депутата позволит предотвратить провокации и ограничит произвол полиции», - заявил Резник.

Однако он ошибся – присутствие депутата полицию никак не стесняло. Как только собравшиеся запели «Давай разрушим эту тюрьму, здесь этих стен стоять не должно, и если ты надавишь плечом, и если мы надавим вдвоем, то стены рухнут, рухнут, рухнут, и свободно мы вздохнем», в толпу ворвались два взвода ОМОН.

Я начал снимать задержания на видео, и через пару минут среди десятка задержанных увидел Максима Резника. Его несли к автозаку сразу четверо полицейских, при этом депутат не сопротивлялся и даже не кричал. Сразу после Резника в автобус повели депутата Законодательного собрания Ольгу Галкину. Женщину "взяли" двое полицейских, причем ее депутатское удостоверение не сыграло никакой роли.

После первой серии задержаний улица снова заполнилась молодыми людьми. Они собрались в кружок и опять запели ту самую песню про «стены, которые рухнут». Это известные в Европе слова - песню в 1968 году сочинил каталонский бард Луис Льяк (Lluís Llach), и она быстро стала символом борьбы с диктатурой Франко. Спустя десять лет ее перепел польский поэт Яцек Качмарский, и тогда "мелодию свободы" приняли в качестве неофициального гимна движения «Солидарность». Сейчас эти слова распевают на протестных акциях в Белоруссии, на Украине и в России.

Среди множества молодых людей в толпе выделялись две девушки, которые встали возле грузовика ОМОНа и пытались стыдить полицейских за жесткие задержания демонстрантов. Полицейские улыбались в ответ и девушек это очень сердило.

«Мы здесь выступаем за свободу политзаключенных и не считаем допустимым в правовом государстве то, что происходит в России. Мы не хотим молчать и терпеть. Мы хотим свободы для себя и своих друзей, и чтобы полицейские не смели бить нас и оскорблять, хотим, чтобы полиция нас защищала», - рассказали Елизавета и Вика. Сами девушки - студентки, и уже дважды выходили на протестные акции.

Пенсионерка Тамара Варитская тоже оказалась активистом со стажем – ее дважды задерживали за участие в несанкционированных мероприятиях.

«Я вышла на улицу, потому что возмущена приговором в отношении невиновных людей, узников "болотного дела". Они не совершали того, что написано у них в приговоре. Их осудили в назидание другим. Меня тоже сейчас могут задержать, но я не боюсь», - заявила женщина.

Сразу после этого началась вторая волна задержаний, после чего автозак оказался заполнен до отказа. К автобусу подбежал депутат законодательного собрания Вячеслав Нотяг. Он попытался провести переговоры с полицией, упрашивая офицеров отпустить депутатов, обладающих иммунитетом в подобных ситуациях. Однако полицейские отказались слушать депутата, заявив, что «у них есть свое начальство, и оно разберется, кого можно задерживать, а кого - нет».

«Это возмутительно! Полиция не имеет права задерживать депутатов. Да и всех прочих людей здесь задерживать не за что. Акция мирная – вы же сами все видите!» - возмутился депутат.

С коллегой согласилась депутат ЗакСа Ирина Комолова. «Это мирная акция, люди поют песню – я, правда, не знаю, что это за песня, но слова хорошие, мне нравятся. Но людей жестко задерживают. За что - совершенно непонятно. Это обычный народный сход, неужели это преступление?» - возмутилась Комолова.

Через несколько минут в ходе одного из задержаний из толпы выбежал молодой человек в очках и быстро побежал в сторону Думской башни. За ним рвануло сразу несколько полицейских. Прорываясь сквозь толпы прохожих на Невском проспекте, правоохранители добежали до гостиницы и нырнули в подземный переход. До Гостиного двора на той стороне проспекта добрался лишь один, самый глазастый и настойчивый сотрудник ОМОНа. Именно он настиг и задержал в галерее Гостиного двора юношу в очках.

Пока на него надевали наручники, я успел побеседовать с задержанным. Парень сказал, что его зовут Андрей Шишкин, он программист.

«Я пришел на Малую Садовую с подругой, у нее полицейский отобрал документы, а я хотел забрать их обратно. Теперь сержант говорит мне, что я совершил преступление – сопротивление полиции», - печально рассказал демонстрант.

Интересно, что пока Шишкина заковывал в наручники единственный полицейский, вокруг стояло несколько приятелей программиста, таких же субтильных очкариков, и никто из них не осмелился возражать сотруднику ОМОНа. Сержант довел задержанного по обратному маршруту к Малой Садовой улице, где к нему подбежали еще несколько полицейских.

Также характерно было поведение другого задержанного - мужчина с надписью на майке "Русские не сдаются" в сопровождении полицейского покорно шел к автозаку, опустив руки.

Вообще, вся собравшаяся на протест толпа выглядела на удивление мирной и интеллигентной. Люди собравшись в кружки по интересам, разговаривали о политике, изредка поглядывая на отряды ОМОНа, толпящиеся неподалеку. Это длилось еще часа полтора, поэтому, устав ждать новых сюжетов, репортеры стали покидали Малую Садовую. Вместе с ними стали разбредаться и протестующие.

Позже в ГУВД сообщили, что на протестной акции было задержано 60 активистов, но что за правонарушения им вменяются и почему были задержаны депутаты, разъяснять не стали.

Евгений Зубарев

Видеорепортаж можно посмотреть здесь.