Posted 3 марта 2014,, 10:24

Published 3 марта 2014,, 10:24

Modified 31 марта, 14:46

Updated 31 марта, 14:46

В гостях у монархической сказки

3 марта 2014, 10:24
На выставке "Моя история. Романовы" нет истории страны и народа, чьим потом и кровью она писалась. Революция, по версии гидов, случилась из-за происков масонов и предательства политической элиты.

После шумного успеха в Москве выставка «Православная Русь. Моя история. Романовы» прошла, наконец, и в Петербурге. Огромный баннер с уведомлением, что экспозиция организована по благословению патриарха, икона при входе, к которой могут приложиться все желающие, экскурсоводы из духовной семинарии – все это должно было создавать у посетителей надлежащий настрой, напоминать об «истоках» и вызывать желание приобщиться к истории «святой Руси».

Правда, у меня молодые мальчики в черных рясах вызвали мимолетные, но весьма зловещие исторические ассоциации – как-то вполне явственно стали прорисовываться отрубленная собачья голова и метла… Жаль, Иван Грозный не носил фамилию Романов – интересно было бы послушать и посмотреть интерпретацию его роли в истории страны. Впрочем, можно без труда догадаться: создал мощное государство, взял Казань и Астрахань, начал осваивать Сибирь. А то, что у него руки были по локоть в крови, что «мощное» государство проиграло Ливонскую войну, что итогом царствования стал жесточайший экономический кризис, приведший к массовому разорению, к первым шагам по закрепощению крестьян, ввергший в конце концов страну в пучину Смуты, – это так, побочные результаты тогдашнего «эффективного менеджмента».

Но вернемся к «Романовым». Чуть в стороне от упомянутого выше баннера красовалось рукописное меню, приглашавшее посетителей в кафе. Это, на мой взгляд, явная недоработка организаторов «духовных скреп», ибо вместо почек заячьих верченых, щучьих голов под хреном или, в крайнем случае, щей, каши и кваса представлены лишь явно идеологические нам чуждые шаверма и хот-дог.

Что же предлагается в качестве пищи духовной?

Красочно оформленные роскошные стенды с портретами митрополитов, патриархов, царей и императоров, историческими картами, иллюстрирующими расширение границ Российской империи и т.д. – в общем, как сказали мои студенты, «картинки красивые».

Однако из разрекламированных «технологий» на выставке не было ничего, кроме обыкновенных сенсорных панелей, дублировавших сведения, размещенные на стендах, да фильмов, демонстрировавшихся на больших экранах в режиме нон-стоп. Во многих современных музеях с технической точки зрения экспозиции сделаны гораздо интереснее и изобретательнее.

Что же касается содержания стендовой информации, то у меня сложилось впечатление, что оно рассчитано на людей, не учившихся в школе, или на иностранцев, не имеющих об истории России ни малейшего представления.

Отбор материала с методической точки зрения, мягко говоря, странный. К примеру, целая серия стендов, рассказывавших о том, какие новшества появились в стране в правление того или иного государя. Однако там, наряду с первыми очками, салютом, утюгом (речь идет о царствовании Михаила Федоровича) говорится вдруг о системе летосчисления, бытовавшей на Руси до Петра и задолго до Михаила Федоровича. Вместе с кофе, арбузами, земляникой и военным парадом (при Алексее Михайловиче) фигурируют, например, «мерные» иконы, кафтан и торговые ряды, которые, конечно, появились вовсе не в XVII столетии, а гораздо раньше и т.д.

Теперь о некоторых нюансах. У этой выставки, как положено, имеются научные консультанты. Однако на стенде, посвященном достижениям в правление Алексея Михайловича, говорится, например, о том, что под Москвой была построена первая бумажная мельница и, стало быть, началось производство собственной бумаги. Достаточно открыть любой учебник по палеографии, не говоря уж о серьезных научных трудах, чтобы выяснить, что первые упоминания о бумажных мастерах и единичные образцы бумаги отечественного происхождения относятся к середине XVI в. Налицо, таким образом, желание организаторов «подверстать» всё, что только можно, к Романовым, вопреки истине и здравому смыслу. А если уж говорить о XVII столетии, то первые бумажные мельницы в этом столетии в России появились в Вильно и Радомышле, т.е. на территориях, отошедших к Московскому государству в результате русско-польской войны.

Очень интересно было бы узнать, по каким учебникам готовились экскурсоводы-семинаристы. Из того, что я услышала, у меня возникло стойкое ощущение, что по пособиям (причем далеко не лучшим) позапрошлого века. Бороздя просторы Интернета, я выяснила, что, оказывается, в основе гидовской риторики лежит идея одного из создателей и основателей выставки – писателя Александра Мясникова: «У меня есть книжка «Путеводитель по русской истории». Там я сделал очень простую вещь — не стал делить все на века и прочие искусственные дела, а поделил историю на периоды правителей». Поздравим себя: это откровенный возврат к представлениям XIX века, когда весь исторический процесс сводился исключительно к правлению царствующих особ, вершителей мировых судеб. При этом, естественно, Романовы (к которым без каких-либо комментариев причислены обе Екатерины: и Марта Скавронская - Екатерина I, и София Августа Фредерика Анхальт-Цербстская – Екатерина II) представлены как ангелы небесные, не имевшие никаких земных недостатков, страстей, пороков и не совершавшие ошибок и просчетов. Под их властью страна поступательно и на больших скоростях двигалась к светлому будущему. О существовании крепостного права наш экскурсовод упомянул только в связи с его отменой, причем радостно и гордо сообщил, что в России оно было отменено опять-таки лучше, чем в Европе: у нас крестьяне получили землю, а там – нет. Революция же, по версии гидов в рясах, случилась из-за происков масонов и предательства политической элиты.

Подводя итог, отмечу, что в стенах ЛЕНЭКСПО прочно обосновался дух двух знаменитых графов времен Николая I – Александра Христофоровича Бенкендорфа («прошлое России удивительно, настоящее прекрасно, будущее же выше всяких представлений») и Сергея Семеновича Уварова («православие, самодержавие, народность»). На этой выставке нет истории страны и народа, чьим потом и кровью она писалась, а есть только история династии «без противоречий и двойных толкований». Остается лишь напомнить, что эпоха Николая I с ее показным патриотизмом, цензурой и играми в великодержавность, окончилась весьма позорно – Крымской войной. За которой немедленно наступили либеральные реформы. А помпезное празднование 300-летия Дома Романовых в 1913 стало своего рода прологом к Февралю 1917-го

Татьяна Пашкова, кандидат исторических наук