Posted 21 марта 2014,, 11:40

Published 21 марта 2014,, 11:40

Modified 31 марта, 14:28

Updated 31 марта, 14:28

Моя полиция уже не бережет

21 марта 2014, 11:40
Жестокое избиение из хулиганских мотивов, завершившееся переломом носа, не является преступлением. Такой ответ получил петербургский программист после обращения в полицейский участок.

Петербуржец Юрий Лукин, работающий программистом на телеканале «Культура», стал жертвой хулигана, паркующего свой Mercedes ML350 на газоне и тротуаре в жилом дворе. Программист поверил авторам приложения для мобильных телефонов «Скаут», которое позволяет автоматически направить заявление в ГИБДД о неправильной парковке, прикрепив к заявлению фотографию правонарушения.

«Возле дома, где я живу, на проспекте Карпинского, постоянно парковался Mercedes с грубыми нарушениями правил – изрыл весь газон, вставал на тротуаре, мешал проходу граждан. И вот однажды я не выдержал и сфотографировал его парковку на газоне. Владелец машины, человек, которого я впоследствии опознал в социальных сетях как Никиту К., увидел меня в окно квартиры, которую он снимал в моем доме. Он выскочил из дома, догнал меня и начал требовать отчета – почему я посмел фотографировать его автомобиль. Затем он попытался отобрать у меня телефон и несколько раз ударил по лицу, сломав мне нос. Он вел себя очень дерзко, нагло, и был совершенно уверен, что имеет право так себя вести, и что никаких последствий за такое поведение не будет», - рассказал «Росбалту» Юрий Лукин.

Сам Юрий – человек неконфликтный, выпускник математического факультета СПбГУ, в народе таких называют «ботаниками».

«Я не могу ударить человека, не считаю нужным агрессивно себя вести. Полагаю, что защищать людей должна полиция, государство. Поэтому после нападения я обратился в больницу, где мне поставили диагноз и оказали помощь, а затем в 3-й отдел полиции УМВД России по Калининскому району. К моему удивлению полицейские ограничились приемом заявления, но ничего не сделали для изобличения преступника. А спустя две недели я получил письменный ответ, где сообщалось, что в полиции не видят оснований для возбуждения уголовного дела. То есть человека можно избивать на улице, ломать ему нос, но за это не полагается даже минимального наказания», - удивляется программист.

Действительно, в письменном ответе за подписью начальника отдела Асмоловского В.П. сообщается, что отказ в возбуждении уголовного дела вынесен на основании статьи 148 УПК РФ, которая описывает процедуру отказа. В процедуре указана возможность обжалования, но мотивы этого отказа так и остались неизвестными.

Впрочем, в пресс-службе ГУВД «Росбалту» разъяснили коллизию законодательной практикой.

«В данном случае предполагается обвинение по статье 116 УК РФ «Побои». Однако эта статья частного обвинения - уголовное преследование возбуждается не прокурором от имени государства, а по жалобе потерпевшего в виде письменного заявления в мировой суд. Потерпевший должен явиться в суд по месту жительства или месту происшествия и добиваться наказания обидчика там», - объяснил «Росбалту» начальник управления информации и общественных связей ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти Вячеслав Степченко.

Представитель МВД отказался комментировать обоснованность подобной практики, однако опрошенные «Росбалтом» юристы говорят о ней как о серьезной проблеме. Обращение в мировой суд предполагает, что потерпевший должен представить данные о подозреваемом, а также о свидетелях происшествия. Но уличные избиения редко заканчиваются демонстрацией паспорта нападавшего и аналогичными признаниями свидетелей, а вот в случае расследования полицией все эти сведения добываются во время предварительного следствия.

При этом простым гражданам закон прямо, под страхом уголовного преследования, запрещает заниматься оперативно-розыскной деятельностью. Таким образом, в рамках частного обвинения гражданин ничего не может узнать о своем обидчике, если только тот случайно себя не выдаст.

В случае с избиением программиста подозреваемого вычислили пользователи социальных сетей, куда Юрий Лукин обратился за помощью. Оказалось, что нагло паркующийся Mercedes ML350 принадлежит некоему Никите К., у которого нашлась личная страничка в Сети. Там он признал свое участие в конфликте, но тут же заявил, что считает себя правым и будет и дальше вести себя так, как считает нужным - парковаться на газонах, нарушать ПДД и избивать тех, кому это не нравится. Выяснилось также, что мужчина считает себя спортсменом, потому что «качается в зале».

В общем, налицо проявился конфликт «ботаника» и «пацана», и в этом конфликте государство обязано защищать «ботаника». Однако несколько лет назад депутаты Госдумы лишили полицию этого права, исключив из уголовной статьи 213 «Хулиганство» всякое упоминание о, собственно, хулиганстве – там осталось наказание лишь за применение оружия или за избиение по ксенофобским мотивам. А обычное хулиганство – то есть безмотивное избиение граждан - перестало наказываться вовсе.

Юридические и даже полицейские форумы полны сообщений о том, что проблема 213-й статьи в России назрела – безнаказанность уличных нападений становится поводом для более серьезных преступлений в последующем. Однако депутаты предпочитают ужесточать уголовное наказание за что угодно, только не самое распространенное преступление в стране – уличное нападение.

«После этого избиения я реально волновался за свою безопасность, думал даже, что надо прятать семью и детей. Потом немного успокоился, надеялся, что полиция накажет негодяя, а когда получил эту отписку, первой мыслью было желание все бросить и уехать из страны. Ну как можно называть государство правовым, если официально поощряется насилие? Но потом я решил, что не буду сдаваться, - написал жалобу в прокуратуру и подготовил заявление в мировой суд. Нельзя допустить, чтобы этот человек остался без наказания. Тем более после его заявлений в социальных сетях, что он будет и дальше так себя вести, потому что считает себя правым», - заявил программист.

Самым любопытным следствием всей этой истории является отсутствие каких-либо следствий. Владелец Mercedes в итоге не получил наказания даже за парковку на газоне, хотя сведения о нарушении поступили на специальный сайт ГИБДД. Кроме того, ответственность за хулиганство, исчезнув из уголовного, осталась в административном кодексе – нападавшего можно было бы привлечь по статье 17.1 КоАП «Мелкое хулиганство», предусматривающей наказание за «умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу». Подобные действия влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин или административный арест до 15 суток.

Увы, из всех возможных вариантов реакции полиция выбрала самый удобный – не делать ничего. Как сообщают граждане, этот вариант полицейской реакции является сейчас самым популярным.

И последнее – согласно российской судебной практике, если бы «ботаник» попытался защитить себя от нападения и, к примеру, выстрелил бы в хулигана из травматического пистолета, он был бы немедленно привлечен к уголовной ответственности за хулиганство – согласно диспозиции статьи 213 УК РФ.

Евгений Зубарев