Posted 24 марта 2014,, 16:22

Published 24 марта 2014,, 16:22

Modified 31 марта, 14:25

Updated 31 марта, 14:25

"Матросы не хотят стрелять друг в друга"

24 марта 2014, 16:22
Писатель, капитан 2 ранга запаса Александр Покровский рассказал, что он думает об украинских военных, присягнувших России, в чем беда отечественного флота, и будет ли он писать книгу про Крым.

В Крыму больше не осталось украинских военных. К сегодняшнему дню все они покинули полуостров либо перешли на сторону России. О своем видении ситуации с украинскими ВМС и Черноморским флотом РФ «Росбалту» рассказал петербургский писатель-маринист, капитан 2 ранга запаса Александр Покровский. По словам автора «72 метров» и «Расстрелять», главное, чтобы обошлось без кровопролития.

- Над Крымом поднят российский триколор. Появились два новых субъекта и один федеральный округ. Ожидали, что начало 2014 года будет отмечено такими событиями? Каковы причины случившегося? Можно ли говорить о восстановлении исторической справедливости?

- То, что это произойдет в 2014 году, не представлял. А так, в принципе, Крым исторически принадлежит России. Можно было согласиться с тем, что он находится на Украине. Но тогда руководству двух стран надо было, в конце концов, договориться о статусе русского языка. Любой вопрос, связанный с культурой, языком, — это бомба замедленного действия. Это правильно поняли в Канаде, признав официальными и английский, и французский языки. Нам тоже нужно понять - что делят наши две страны, что является камнем преткновения, почему это все вылезло на свет божий? Я считаю, что из-за языка. А дальше уже стал разворачиваться сценарий, по которому народы надо было поссорить друг с другом.

- Именно надо было поссорить?

- Политики ссорятся, потому что им надо поссориться. Какие у них на это есть скрытые причины? Может быть, мы узнаем через какое-то время, что скрывается за этой склокой. Получилось то, что получилось. Одной части населения навязывается иной язык. Почему нельзя было сделать сразу государственными и украинский, и русский языки? Зачем надо было нажимать на эту кнопку? В этом, наверное, разберутся историки. Но факт свершился — Крым уже под юрисдикцией России. Можно спорить, сколько человек проголосовали на референдуме за вхождение в Россию - 95%, 75% или 65%. Но люди ликуют. Я же от всего этого пребываю в грустном состоянии.

- Почему?

- Мне жаль оба народа - и русских, и украинцев. Почему они должны находиться в таком зверином состоянии? Вот это мне непонятно.

- А фактор западного врага? Он был значимым?

- Здесь много подводных камней. Понятно, что Россия подвергается нападкам и слева, и справа. Вспомните недавнюю речь немецкого политика Грегора Гизи в Бундестаге. Он напомнил, что Горбачев в свое время предложил Западу разоружение. Ему обещали, что НАТО не будет расширяться, но обещание это было нарушено. Мы слышим то о «першингах», то о размещении вооружения в Польше или Чехии. Но решение нарушать договоренность с Россией чревато. Мол, газ и нефть мы у вас возьмем, а дружить с вами не будем, потому что у вас тоталитарный или какой-то иной режим. Может, эти обвинения и справедливы, но продемонстрируйте хотя бы желание разговаривать с Россией на равных! И ведь это пренебрежение не на уровне Путина и Меркель или Путина и Обамы, оно на уровне обывателя, на уровне флюидов в воздухе. Даже если крысу загнать в угол, она будет сопротивляться. В конце концов, ребята, зачем так давить? Сжимание кольца вокруг России должно было чем-то закончиться. И в этой каше событий случился Крым.

Я не хочу говорить, что виноваты российские или украинские политики. Но страдают-то обычные люди.

- В результате из Севастополя пошли сводки о том, что Черноморский флот РФ стал выдвигать ультиматум за ультиматумом, сообщалось о захвате кораблей. Итог - к сегодняшнему дню в Крыму не осталось ни одного украинского военного.

- Я думаю, что это чувство мести. Когда в 1992-93 годах активно делился флот, то действия со стороны украинских властей были еще более жесткими. Это своеобразная ответная мера. Но, мне кажется, что Министерство обороны РФ не должно так мельчать. Ребята, давайте выпустим людей с оружием на их любимую Украину. Они остались верны своей присяге. Другое дело, что и у себя солдатики, на самом деле, не нужны. В Киеве идет совершенно другая свора, там делят власть. Это отвратительно. Вот почему я не могу пребывать в радостном состоянии. Мне звонят друзья, поздравляют с Севастополем, а у меня нет радости на душе.

- Как вы оцениваете поведение служивых в этой ситуации?

- Считаю, что на уровне обычного матроса, солдата и украинцы, и русские ведут себя правильно. Они не хотят стрелять друг в друга. Это происходит на уровне инстинкта. Если их заставят стрелять друг в друга, то кровь будет на политиках. Все эти дни я желал только одного - чтобы не было братского кровопролития. Хорошо - был проведен референдум, Крым вошел в состав России. Но некоторые украинские военные отказались присягать России. Они сказали: «Нет, мы не переступим через себя». У меня эта позиция вызывает уважение. Такого человека я готов наделить воинской должностью. С другой стороны, я понимаю людей в возрасте. Им надоела эта чехарда. Они принимали то украинскую присягу, то российскую. Но им хочется жить, где-то получать пенсию, воспитывать детей, к 50 годам наконец обрести квартиру.

А зачем было захватывать корабли, я не очень понимаю. Это старые корабли, которые никому не нужны.

- Откуда такое пренебрежение к техническому состоянию флота?

- А для чего вообще существует флот? Он необходим для того, чтобы демонстрировать свое экономическое здоровье. Вспомните «Сказку о царе Салтане» Пушкина: «Снарядить в дорогу флот, нашей гордости оплот». Если ты видишь современный надводный корабль, то понимаешь, что и люди в обществе совершенно здоровы. А украинский флот и Черноморский флот не могут похвастаться таким здоровьем. У украинцев единственная подводная лодка - «Запорожье», у России - «Алроса». В тоже время Турция может себе позволить закупить сразу 14 подводных лодок в Германии. Почему турки могут себе такое позволить, а мы нет? Как хотите, но это все экономика. Если ты делаешь из своей страны мировую державу, то именно с экономики и надо начинать. Говорить о коррупции не хочется - можно просто увязнуть в этом.

Недовольство экономической ситуацией можно отодвинуть на задний план и радоваться по поводу Крыма, но оно появится вновь. Люди очнутся, и что тогда? Что будет делать руководство страны, что оно предложит? Донбасс присоединять? Кто заплатит за этот банкет?

- Главком ВМФ Виктор Чирков 19 марта заявил в СМИ, что Черноморский флот ждет переоснащение, готов заказ на шесть новых дизельных субмарин.

- Не очень понимаю, что такое переоснащение. Вот у вас были «Жигули», а теперь появилось BMW. Но ведь необходимо научить людей ездить на современной машине. А у нас набора в училища два-три года не было. Процесс обучения — непрерывный процесс. А кто будет делать из курсанта офицера? Кого ставить в пример? Тех, кто по три раза переприсягал? У нас, в 70-е годы, были примеры. Нам преподавали люди, прошедшие войну. Их нельзя было заставить что-то своровать.

Речь ведь идет не просто о переоснащении флота - это же железки. Добудьте себе километр золота, купите на него огромное количество подводных лодок. А людей вы как воспитывать будете? Идеологии нет.

- Вот перед вами два военнослужащих. Один готов принять российскую присягу, а другой готов остаться верным украинской. Кто их так воспитал? Военного можно заставить прыгнуть с парашютом вместе с танком, но заставить отдать жизнь - это уже совершенно другое.

- Я совсем не пессимист по жизни. Наоборот, я оптимист. Уверен, что и над Крымом будет солнце. Но не унижаем ли мы людей, заставляя крымских военных сдавать оружие?

- Вице-президент Дмитрий Рогозин в своем микроблоге написал: "Черноморский флот – не бомж. Севастополь – его родной дом. А вы, господа, займитесь внуками».

- Не знаю, в каком контексте он это написал. Могу сказать, что если из Крыма уйдет Черноморский флот, то там обязательно появятся корабли НАТО. Там, где можно встать, обязательно встанут США и союзники. Это железно. Дело не в том, что я люблю или не люблю НАТО. И в этой организации есть вменяемые люди, с которыми можно разговаривать. Но когда собирается стая под названием НАТО, то эти вменяемые люди делают то, что должны. А они должны выжить наш флот из Крыма. В принципе, если не мы, то они. В нашем же случае Крым перешел к России. Я не буду говорить, хорошо это или плохо, но это уже случилось.

- Верили ли вы в то, что черноморский флот РФ в 2042 году окончательно покинет Севастополь и перебазируется в Новороссийск?

- Конечно, если судить по тому, что происходило на Украине. Вот вы сдали в аренду свою квартиру, но все время прибегаете в нее, интересуетесь, а не текут ли краны, спрашиваете о здоровье постояльца. Примерно так и вели себя украинские власти в Севастополе. Им надо было обязательно засвидетельствовать, кто хозяин в доме. Это не совсем приятно.

- А что теперь будет с ВМС Украины?

- Наверное, им дадут возможность перейти в Одессу. На полуострове они, скорее всего, не останутся. Получается, что Крым - это теперь наша территория. Не думаю, что Украина будет арендовать причальные стенки в Севастополе. Как говориться, порвали навсегда.

- Заявляется, что Черноморский флот России вернет исторические названия бывшим кораблям ВМС Украины в Крыму.

- И пускай вернет. Это дань традиции. Главное, чтобы корабль назвали нормально. Например, «Нахимовым» называть не стоит. И у военных кораблей, и у гражданских судов с таким названием неудачная судьба - они тонут. А моряки - люди суеверные.

- Последнее воскресенье июля - День ВМФ. Как вы представляете этот праздник в Севастополе?

- Думаю, что он пройдет с большой помпой. Вбухают огромное количество денег - на праздники у нас умеют тратить. Олимпиада это или День ВМФ — не важно. Деньги тратятся с великим удовольствием и визгом. Но это все папуасские пляски. Парад не имеет ничего общего с боевой подготовкой.

- Произошла вот такая крымская история. Есть ли желание написать о ней? Может, уже поступили предложения по сценарию к фильму об этих событиях?

- Не думаю, что меня привлекут в качестве сценариста или генератора идей по этому поводу. Мои произведения с большой неохотой используют для экранизации. Понятно почему на свет появились «72 метра». Там была отсылка к «Курску». Для Минобороны я нахожусь на положении критикующего мальчика, который постоянно раздражает. Я говорю те вещи, которые не совсем приятно слышать. Но это просто мое мнение. Я его имею и обязательно выскажу. И никогда не поступлюсь собой.

Сейчас пишу заметочки, есть дневниковые записи. Но тема пока слишком горячая. Надо подождать, чтобы она остыла. Надо ее описать, со стороны глядя. Я же хожу по комнате, переживаю. Смотрю по телевизору новости, которые предлагают нам возрадоваться. Но меня все это не радует.