Posted 26 марта 2014,, 14:00

Published 26 марта 2014,, 14:00

Modified 30 января, 21:11

Updated 30 января, 21:11

Национальная безопасность против пациентов

26 марта 2014, 14:00
Российским клиникам могут запретить покупать оборудование за границей. Одни врачи считают, что нужно слезть с "импортной" иглы, другие предрекают, что страна скатится в каменный век.

С 1 апреля российским медицинским учреждениям могут запретить закупать и использовать любое импортное оборудование и расходные материалы, если они произведены не в странах Таможенного союза. Документ с длинным и говорящим само за себя названием «Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях защиты внутреннего рынка РФ» подготовлен Минпромторгом и в настоящий момент ожидает подписи премьер-министра Дмитрия Медведева.

Если он будет принят в нынешнем виде, то нововведения коснутся всех российских медицинских учреждений - от федеральных клиник до районных поликлиник. Им придется закупать российские, казахстанские или белорусские медицинские приборы, рентгенографические комплексы, реанимационное оборудование (в том числе для новорожденных), КТ и МРТ (компьютерные и магнитно-разонансные томографы) и даже перевязочные материалы.

Предполагается, что таким образом Россия начнет избавляться от зависимости от западных и восточных производителей и будет стимулировать собственных.

Кроме того, инициаторы таких нововведений убеждены, что от этого будет зависеть национальная безопасность страны: вдруг Запад применит в отношении России какие-нибудь очередные санкции, а мы без их медтехники даже зубы вылечить не сможем? Корреспондент "Росбалта" опросил руководителей ведущих медицинских учреждений России и Северо-Запада, а также практикующих врачей. И пришел к выводам: патриотизм и профессионализм сошлись в жесточайшей схватке, итог которой - здоровье и жизнь пациента.

"Нет худа без добра. Надо развивать и отечественную промышленность, без этого никуда не деться, хотим мы этого или нет, - прокомментировал ситуацию доктор медицинских наук, профессор, директор всероссийского научно-исследовательского института детской ортопедии и травматологии имени Г.И.Турнера Алексей Баиндурашвили. - Знаете, года 4 назад мы у себя создали экспериментальный цех: наняли рабочих высшей квалификации, которые сделали специальное оборудование, и на нем сами стали изготавливать детские протезы. И мы кардинально облегчили финансовую составляющую. Но серьезное диагностическое оборудование действительно должно быть не просто хорошим, а очень хорошим. Мы, к сожалению, не все знаем о том, что есть в России. Например, многие российские компании делают прекрасный материал для обожженных - он отличный, лучше импортного. Другое предприятие изготавливает отличный шовный материал. Я не знаю, что нам предложат после апреля. Не видя оборудования, я не могу ничего о нем сказать. Это как лечить пациента вслепую. Поэтому нельзя рубить сплеча, надо посмотреть рынок. Если наши захотят - они сделают. А что касается якобы незаменяемого импорта... Вот мы закупали кожные транспланты для обожженных детей в США. А потом заказали их через завод "Северный пресс", назвали АИСТ (антисептические сетчатые транспланты). Они оказались фантастически хорошими! Есть и в аэрокосмической промышленность предприятия, способные на многое. Просто мы не знаем того, что рядом".

Менее оптимистично настроены хирурги-онкологи. Так, профессор, доктор медицинских наук, заведующая кафедрой онкологии Петербургской государственной педиатрической медицинской академии, завотделением детской онкологии и гематологии Городской больницы №31, член Международного общества детских онкологов Маргарита Белогурова считает, что адекватной замены лучшего импортного медоборудования на российское нет. А без него страна не просто скатится назад, а вернется к первобытному обществу.

"Это просто глупость. Есть неплохие отечественные разработки, вероятно, есть высококачественные казахстанские и белорусские КТ и МРТ столь же хорошего качества, как импортные, и с таким же высоким разрешением. Но мы их не знаем, мы их не видели и даже о них не слышали. А докторам, прежде чем что-то убирать, надо показать другое и не худшее. Мы все в шоке. Никто ни сном, ни духом про это не слышал и не знает. Вот так в одночасье нам сказали... А есть ли у нас такие производства? А какое там качество? Это как ситуация с лекарствами: если вы предлагаете новый вариант (аналог), то сначала должны доказать, что он столь же эффективен и безопасен, как и оригинал. Это ведь фактически оружие. Пока наше производство не готово абсолютно. Если они говорят о наших производителях, которые собирают из импортных деталей, то это выглядит еще смешнее. Сейчас все завязано на диагностику, она должна быть высококачественной. Боюсь, что с таким подходом мы откатимся в пещеры. Это будут даже не земские врачи, а первобытное общество".

Многие специалисты считают, что ничего катастрофического не произойдет - по крайней мере, в ближайшее время. "Мы сейчас настолько напичканы импортным оборудованием, что нам его хватит еще на много-много лет", - уверен главный врач Городской станции переливания крови Петербурга Владимир Красняков. На вопрос журналиста, а что будет потом, через много лет, медик не ответил. Врач-нейрохирург, заведующий отделением РНИИ им. Поленова Павел Красношлык считает, что в основном пациенты идут "не на оборудование, а на золотые руки врача".

Главный врач петербургской городской больницы №20 Татьяна Суровцева убеждена, что российские предприятия могут и должны работать не хуже западных, надо только дать им дорогу. "Эндоскопы, аппараты ИВЛ (искусственной вентиляции легких), многое другое прекрасно делают и в Петербурге. Может, мы пока не дотягиваем до японцев, но в целом можем. У нас есть прекрасное оборудование, по нацпроекту "Здоровье" мы его получили достаточно, но просто его надо беречь, а не использовать так, как мы используем. Например, прекрасные электроножи с коагулятором питерского производства рассчитаны на 1000 использований, а мы делаем 5000. Надо делать больше, и проблем не будет! Вот 8 лет назад мы купили немецкий компьютерный томограф известной фирмы, к нам ездили делать томографию полгорода. В год на его обслуживание тратим 2,5 млн. Посчитайте, сколько мы потратили денег за те 8 лет, как он у нас находится! Мы космические корабли делаем, и можем там же делать и аппараты для УЗИ, и для лучевой терапии. К нам недавно поступило китайское оборудование - так такое, что лучше бы его не было вовсе! Надо дать развиваться нашей промышленности. Вот почему сейчас федеральные медицинские центры требуют деньги ОМС? Потому что в обычные больницы поставлено супер оборудование, и для высокотехнологичных операций уже не надо идти в федеральные структуры, как было раньше. Почти все можно сделать на районном уровне. Можно до бесконечности получать импорт, не видя, что под боком. Мы должны научиться работать сами, дать развиваться нашей промышленности, искать свои таланты. Давайте займемся своей страной".

Главный онколог Северо-Запада Георгий Манихас настроен достаточно сдержанно. Он говорит, что пока самого постановления не видел, однако, по предварительным данным, речь идет о замене только такого оборудования, аналоги которому есть у нас или у соседей.

"Предполагаю, что замена будет, когда наше аналоговое будет соответствовать по качеству импортному. Пользуясь зарубежным, мы мало уделяли внимания оценке отечественного. Нам надо длительно и совместно поработать с производителями и довести оборудование до тех качественных характеристик, которые нам, врачам, необходимы. А этого не делается. Мы действительно находимся в зависимости от импорта, мы месяцами ждем не всегда качественного и гарантированно быстрого исправления недостатков. Надеюсь, что эти пробелы будут ликвидированы. Значит, наши производители тоже будут подтягиваться. Мы должны иметь и свое. Например, наркозно-дыхательные аппараты, диагностическое оборудование на случай экстренных ситуаций - это ведь уровень безопасности государства. Это должно быть, это - здравый квалифицированный подход к выбору оборудования. Если отечественное будет соответствовать - тогда, безусловно, пусть будет. Если нет - тогда пускай будет импорт".

Хватит ли у российских чиновников здравомыслия прислушаться к экспертным оценкам врачей и не рубить сплеча, мы увидим уже совсем скоро - 1 апреля. Поступят они по принципу "назло Западу отморозим себе уши" или последуют главному правилу медиков "Не навреди!".

Марина Бойцова