Posted 27 марта 2014,, 06:18

Published 27 марта 2014,, 06:18

Modified 31 марта, 14:23

Updated 31 марта, 14:23

С правом на надежду

27 марта 2014, 06:18
Соблюдение прав человека – не самая сильная сторона Петербурга. Городской омбудсмен Александр Шишлов выступил с отчетом перед ЗакСом, но случаи ксенофобии и дискриминации не произвели впечатления на депутатов.

Соблюдение прав человека – не самая сильная сторона Петербурга. Такой вывод можно сделать из доклада городского омбудсмена Александра Шишлова. Накануне уполномоченный по правам человека выступил с ежегодным отчетом перед ЗакСом, но случаи ксенофобии и дискриминации не произвели впечатления на депутатов.

Судя по докладу Шишлова, 2013 год в плане правозащиты не слишком отличался от 2012-го. Даже письменных обращений аппарат уполномоченного получил лишь на несколько десятков больше – 1696 вместо 1643. Как и прежде, больше всего горожан волновал «квартирный вопрос»: 23% обращений касались улучшения жилищных условий, платы за «коммуналку», аварийности помещений или плохой работы управляющих компаний. Второе месте по количеству так же традиционно заняли жалобы на работу правоохранительных органов (18%). Омбудсмен отметил, что за 2013 год получил около 50 обращений по поводу нарушений сотрудниками органов внутренних дел прав граждан на свободу и личную неприкосновенность. 23 жалобы были связаны с превышением полицейскими должностных полномочий, 12 - с применением ими физической силы.

Так, в полном тексте доклада о деятельности уполномоченного можно найти историю 62-летней гражданки К., которой полицейский нанес удар, приведший к перелому кости. Однако уголовное дело было возбуждено только после вмешательства правозащитника.

Отдельно в докладе омбудсмен упомянул о действиях полицейских во время массовых акций. Шишлов выразил обеспокоенность повторяющимися случаями необоснованных задержаний манифестантов, но отметил, что их число уменьшилось по сравнению с 2012 годом «благодаря конструктивному взаимодействию с ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти». Впрочем, тут же омбудсмен вспоминил, что права задержанных на акциях граждан не раз нарушались. Например, участникам «Стратегии-31» приходилось по шесть часов сидеть в автобусе перед зданием суда даже без возможности перекусить.

Ужесточение законодательства о митингах привело к тому, что петербуржцы оказались существенно ограничены в своих правах на свободу собраний, заявил депутатам Шишлов. «В Петербурге не хвататет мест, где возможно проведение митинга в упрощенном порядке. Такое место всего одно, и на нем может собираться не более 200 человек, а в Москве этот порог – две тысячи. Мне не понятно, почему здесь для граждан не могут быть созданы такие же условия», - обратился к ЗакСу омбудсмен, в очередной раз подчеркнув необходимость правки законов.

Шишлов также доложил и о том, что только 40% заявок на публичные акции удовлетворяются Смольным. «В большинстве случаев отказы в согласовании первоначально поданных уведомлений были обоснованными и законными. Однако в ряде случаев предлагаемые организаторам мероприятий «альтернативные» места для их проведения не позволяли достигнуть заявленных целей», - отмечено в докладе. И тут же приведена история о том, как активисты проверили 16 площадок, по которым был получен отказ, но большинство из них в назначенный день пустовали.

Зато, отметил омбудсмен, за прошлый год снизилось количество жалоб, касающихся прохождения военной службы. Если раньше этот вопрос входил в тройку самых проблемных, то теперь его потеснили жалобы на работу судов (8,5%). «Многие обращения касаются не столько нарушения процессуальных прав участников судопроизводства, сколько оспаривания исхода дела, что свидетельствует о сохраняющемся недоверии к судебной системе в обществе», - сообщил довольно очевидные вещи омбудсмен.

Увеличение уровня нетерпимости Шишлов назвал особенностью прошлого года. «В последнее время вызывает тревогу распространение в обществе ксенофобии. В ряде случаев ксенофобия принимает насильственные формы», - заявил он. Напомнил омбудсмен и про «русские зачистки», и про погромы на рынках. «Нередко приходится слышать в городе откровенно ксенофобские высказывания, призывы к усилению репрессивных мер в сфере миграции. Общеупотребительным стало словосочетание «нелегальная миграция», вызывающая негативную реакцию. Да, нелегальная миграция имеет место, но ее масштабы существенно преувеличены, и с ней успешно борется УФМС», - пояснил депутатам Шишлов.

В докладе отмечено, что за 2013 год полиция Петербурга зафиксировала 707 преступлений в отношении мигрантов, и только одно из них, по мнению стражей порядка, носило экстремистский характер.

Именно тема приезжих больше всего заинтересовала парламентариев. Проигнорировав другие проблемы, они все спрашивали омбудсмена - мол, не кажется ли вам, что «мигрантов никто сюда не звал». «Я считаю, что иностранных трудовых мигрантов в Петербурге слишком много, они создают напряженность в социальной обстановке. На мой взгляд, нужно проводить более научно обоснованную и жесткую политику по отношению к их привлечению», - заметил Шишлов.

Это заявление удовлетворило парламентариев и, похоже, больше всего запомнилось из доклада. Даже излюбленная тема прав ЛГБТ-сообщества осталось почти не замеченной. Разве что только единоросс Виталий Милонов что-то пробормотал про «извращенцев с призывами легализовать извращения», да эсер Анатолий Кривенченко, как и в прошлом году, заявил о незначимости этой проблемы. На что уполномоченный в очередной раз ответил, что проблема действительно преувеличивается, но как раз благодаря тем, кто активно выступает против сексуальных меньшинств. Впрочем, до этого он говорил о том, что ЛГБТ-акции зачастую встречают большой отпор со стороны враждебно настроенных граждан.

В целом весь доклад омбудсмена перед ЗакСом вышел слишком уж сглаженным. Наиболее острых углов и вопиющих случаев нарушения прав уполномоченный избегал, никого сильно не критиковал, на каждый минус находил свой плюс. Вот и депутаты отреагировали на отчет спокойно. Как всегда сказали, что если будут конкретные предложения по изменению законов - рассмотрят. И только депутат Максим Резник не скрывал своего критического отношения к омбудсмену.

«Сейчас будет доклад упал…намоченного», - сыронизировал парламентарий перед выступлением Шишлова. «У нас есть жалобы на то, что лично омбудсмен не принимает граждан, и к нему невозможно попасть. И статистика про 40% разрешенных акций просто умиляет. Туда входят и крестный ход, и автопробеги, и велопробеги», - заметил депутат.

Как пояснил сам Шишлов, «роль уполномоченного состоит в том, чтобы «посеять чувство тревоги и озабоченности». Но, кажется, на это чувство у наших органов власти пока иммунитет. Омбудсмен может хоть 100 раз повторить свое «выражаю озабоченность» и написать письма во все инстанции, но это в большинстве случаев будет воспринято лишь как рекомендация, не обязательная к исполнению.

«Я бы не сказал, что омбудсмену удается повлиять на поведения полиции, для этого у него нет рычагов давления. Он действительно пытается донести свою позицию, но это не всегда эффективно. В основном он может лишь прийти, проверить и что-то зафиксировать», - считает правозащитник Владимир Волохонский, помогающий активистам при задержании на акциях протеста.

Ответственный секретарь правозащитного совета Петербурга Наталия Евдокимова поясняет: горожане сами не хотят обращаться к уполномоченному даже после жестких задержаний на митингах. «Омбудсмен и не должен влиять на полицию, его роль нейтральная – давать оценку», - говорит она. Но правозащитница с сожалением отмечает, что прошлый год был не лучше предыдущего: «Да, прогресса не имеем, проблемы остались те же. Ситуация в целом в стране мало изменилась».

По словам Евдокимовой, сегодня можно говорить лишь о начале налаживания мостов между властью и общественными институтами. То есть появления подлинного влияния у омбудсмена нам ждать еще очень долго.

Софья Мохова