Posted 10 апреля 2014,, 10:40

Published 10 апреля 2014,, 10:40

Modified 31 марта, 14:09

Updated 31 марта, 14:09

Несносная Блокадная

10 апреля 2014, 10:40
Подстанция №11 на набережной Фонтанки не является архитектурным шедевром, но имеет историческое значение. Поэтому эксперты настаивают на ее сохранении и запрете строительства на этом месте гостиницы.

Здание тяговой подстанции №11, которая более известна как Блокадная, на набережной Фонтанки, 3А не является архитектурным шедевром, но имеет историческое значение, а поэтому должна быть сохранена. К такому выводу пришли члены Совета по сохранению культурного наследия Петербурга. Не исключено, что подстанция будет передана Государственному мемориальному музею обороны и блокады Ленинграда. В таком случае, правда, придется решать проблемы с застройщиком, который давно готовится построить на этом месте гостиницу.

Внимание бизнеса здание привлекло в 2009 году. Свое намерение реконструировать подстанцию под отель обозначило ООО «Ройал гарденс Отель», которое связывали с известным бизнесменом Василием Сопромадзе. Дело в том, что компания Сопромадзе как раз возвела рядом с подстанцией, напротив Инженерного замка, элитный «Дом на Фонтанке». Тогда же была заказана историко-культурная экспертиза, которую выполнило бюро «Арт-Деко». Специалисты архитектурной ценности не обнаружили. В 2013 году ООО «Ройал гарденс Отель» было приобретено «Группой ЛСР» бывшего сенатора Андрея Молчанова. В этой компании генеральным директором ныне трудится бывший вице-губернатор Александр Вахмистров, курировавший до 2010-го в правительстве Валентины Матвиенко строительный блок.

В начале 2014 года ЛСР попыталась запустить процесс демонтажа подстанции. У ее стен появился забор, который, однако, под давлением градозащитной общественности был вскоре убран.

Новую историко-культурную экспертизу представил заместитель председателя петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников Александр Конов. Он сообщил, что в экспертизе 2009 года основной упор делался на архитектурную составляющую объекта. Вопрос исторической ценности был рассмотрен весьма поверхностно. Между тем здание вполне может быть включено в реестр культурного наследия именно как объект, имеющий историческое значение.

Центральную подстанцию №11 спроектировали в 1930 году, автором проекта выступила Раиса Коханова. В 1932 году строительство было закончено. Подстанция обслуживала центр города, питала контактную сеть Невского и Литейного проспектов, а также прилегающих к ним участков.

Движение трамваев в блокадном Ленинграде было остановлено 8 декабря 1941 года. Полностью электросеть была обесточена 3 января 1942 года. Отсутствие трамвайного сообщения тяжело отразилось на городском хозяйстве. Голодные люди с трудом добирались до работы, многие изможденные попросту умирали по дороге. Отсутствовала возможность подвоза грузов. Восстановить движение грузового трамвая удалось лишь 8 марта, а пассажирского - 15 апреля. Это событие было праздником для всех ленинградцев.

Историк архитектуры Светозар Заварихин считает, что при желании и в Блокадной подстанции можно найти архитектурную ценность. Например, по его словам, это единственный объект конструктивизма в Петербурге, который расположен на набережной.

«Вопрос охраны нельзя решать на уровне эстетических оценок. Тем более, что критерии красоты прошлого не такие, как сегодня. Ведь в свое время и этот объект корректировался, проходил согласования, обсуждения. Нужно выяснить - а на сколько тип этого здания уникален или, наоборот, распространен», - отметил он.

Председатель петербургского отделения ВООПИиК Александр Марголис придерживается мнения, что дело вовсе не в конструктивизме. Предыдущий губернатор Петербурга, например, и вовсе позволял себе фразы из разряда «в 20-30-е годы в городе ничего ценного построено не было». Феномен на Фонтанке заслуживает всестороннего осмысления по другим причинам. Совет, вроде бы, по культурному наследию, но рассматривает памятники именно с исторической точки зрения почему-то крайне редко. Марголис напомнил, что блокадники высказались по вопросу подстанции "Центральной" определенно. Речь идет именно о ценном памятнике обороны Ленинграда.

Генеральный директор государственного музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая, которая практически 20 лет руководила филиалом «Михайловский замок» Русского музея, рассказала, что прекрасно знает обсуждаемую территорию. И она выступала категорически против возведения знаменитого элитного «Дома на Фонтанке», который перекрыл вид на Инженерный замок. В случае сноса подстанции на набережной появится очередной новодел.

При этом она упомянула руководителя петербургского «Цирка на Фонтанке» Вячеслава Полунина, который якобы предлагает построить на территории, примыкающей к замку, кафе-шантан. Если подстанция будет сохранена, то подобные планы вряд ли смогут быть реализованы. «Подстанция спасла город во время войны, пусть спасет и сейчас», - заявила Кальницкая.

Интересно, что впервые с трибуны Совета по сохранению культурного наследия Петербурга выступила депутат Законодательного собрания Анастасия Мельникова, которая ратует за сохранение спорного объекта. Она рассказала, что всегда пытается донести до молодых людей те истории, что ей рассказывала бабушка, пережившая ленинградскую блокаду. «Мы рассматриваем не архитектурный вопрос, а исторический, этический. Дайте мне спокойно смотреть в глаза людям», - заявила парламентарий.

А депутат Ковалев подчеркнул, что подстанция — это не только исторический объект, но еще и мемориальный. Это живая память, которая может быть предъявлена гостям Петербурга. Подстанция могла бы стать одним из звеньев «блокадного маршрута», ведь рядом расположен Театр музыкальной комедии, работавший в блокадные годы, скульптуры Клодта на Аничковом мосту со следами снарядов, блокадная прорубь, репродуктор, музей блокады в Соляном переулке. Более того, по словам парламентария, руководство мемориального музея уже готово взять подстанцию в свое ведение и организовать в ней выставочные залы.

Одним словом, ЗакС выступил в защиту подстанции. По словам парламентария Максима Резника, депутаты обратятся к губернатору Георгию Полтавченко с просьбой отменить постановление о реконструкции здания под гостиничный комплекс.

Идею об отмене постановления поддержал и кинорежиссер Александр Сокуров, который считает, что решение о перестройке подстанции — результат цепочки ошибок административного аппарата. В случае, если начнется снос, Петербург будет опозорен на весь мир. Средства массовой информации обязательно раструбят о том, как в городе на Неве «берегут» свое прошлое. «Как мы будем тогда себя чувствовать? Лучший вариант — это отказ инвестора от проекта», - заявил режиссер.

Впрочем, с архитектурной точки зрения здание на Фонтанке, 3А является явно «слабеньким», отметил архитектор Никита Явейн, и само появление подстанции в центре города в таком виде — это большая ошибка. В рейтинге архитектора подстанция не вошла бы и десятку петербургских строений в стиле конструктивизма. Именно поэтому он предложил компромиссный вариант: под охрану могла бы попасть только центральная часть, выходящая на Фонтанку. Задний двор может быть и переделан.

Самую радикальную позицию, пожалуй, высказал президент петербургского Союза архитекторов Владимир Попов. Он придерживается той точки зрения, что «в период всеобщей либерализации» были совершены «вандальные акты», которые были названы градостроительными ошибками. Но вместе с ними появились и ошибки «градозащитные», к которым можно отнести также споры вокруг подстанции.

«Убежден, что подстанция была построена в период полного архитектурного безразличия. Не надо было ее здесь сооружать. Если взять подстанцию под охрану, то это будет градозащитная ошибка», - заявил Попов.

Генеральный директор "Группы ЛСР" Александр Вахмистров пытался отбиваться от нападок всеми силами. Он отметил, что историческое место для строительства отеля было найдено не просто так. В свое время была принята программа модернизации трамвайно-троллейбусного движения. И тогда подстанция была уже закрыта, не выполняла свою функцию. Только на одну перекладку кабеля к сегодняшнему дню потрачено 400 млн рублей. Кроме того, бывший вице-губернатор напомнил, что поблизости от подстанции установлен памятник «Чижику-пыжику». Видимо, этим он хотел подчеркнуть, что чистоту «блокадного маршрута» сохранить будет сложно. Но при этом дал понять, что в компании готовы на компромисс: часть подстанции могла бы существовать как музей, а часть все-таки должна превратиться в гостиницу.

В итоге Совет по сохранению культурного наследия все же рекомендовал включить тяговую подстанцию №11 в реестр объектов культурного наследия. За это решение проголосовали 15 членов совета, пятеро выступили против, четверо воздержались. Правда и.о. председателя КГИОП Александр Леонтьев заметил, что предметы охраны будут еще уточняться. Но в Смольном уже ждут исков от ЛСР. Если договор будет разорван, а компания понесла финансовые потери, то кому-то их все же придется возместить.