Posted 15 апреля 2014,, 12:35

Published 15 апреля 2014,, 12:35

Modified 31 марта, 14:04

Updated 31 марта, 14:04

Электрички не нужны

15 апреля 2014, 12:35
ОАО «СЗППК» в очередной раз повысило цены за проездные на электрички. Критикуя компанию за низкий уровень сервиса и безопасности, пассажиры пересаживаются на пригородные автобусы.

ОАО «СЗППК» в очередной раз повысило цены за проездные абонементы на электрички, что спровоцировало взрыв негодования петербуржцев и жителей области. Критикуя компанию за низкий уровень сервиса и безопасности, пассажиры пересаживаются на пригородные автобусы. Однако потеря пассажиропотока, оцениваемого в 75 млн человек ежегодно, СЗППК не волнует – там утверждают, что электрички убыточны, похоже, в компании только рады подобному исходу.

«Как можно повлиять на это проклятое СЗППК? Этой весной на лужском направлении внезапно изменились цены на проездные абонементы. Проездной Сиверская-СПб рабочего дня был 3200, стал 4832. А полный до Петербурга стал 5656. Это ни в какие ворота не лезет! И кто, простите, в здравом уме купит такой проездной? Да никто! Лучше зайцем ехать, чем за такие деньги в шестивагонной электричке с давкой. И они ещё будут плакаться, что зайцев много!» - возмущается Дмитрий на одном из петербургских форумов.

«Живу в Выборге, работаю в Петербурге, много лет езжу на электричке. Сегодня с ужасом узнал о подорожании проездных билетов в пригородных электричках. Проездной на 30 дней вырос с 4000 до 8000 рублей. В СЗППК с ума сходят?», - вторит ему пассажир Алексей.

Начальник службы корпоративных коммуникаций ОАО «РЖД» Светлана Минина, отвечая на письменный запрос «Росбалта» о причинах столь резкого повышения цен, сообщила, что «в 2014 году тарифы на перевозки не повышались, сохранив уровень 2013 года».

«Тарифы на перевозку пассажиров пригородным транспортом устанавливаются комитетами по тарифам Петербурга и Ленобласти. На 2014 год ими установлены следующие тарифы: в Петербурге 34,6 рублей за первые 20 км и 1,73 за каждый последующий. В Ленинградской области - 28 рублей за первые 14 км и 2 рубля за каждый последующий. Это соответствует уровню 2013 года», - заявила Минина.

Парадокс объясняется просто: сохранив тарифы на разовый проезд, монополист взвинтил цены на проездные абонементы, которыми пользуются большинство пассажиров. Но это не единственная причина, по которой граждане недовольны СЗППК.

«Я перестала пользоваться электричками, потому что меня не устраивает сервис. Электрички постоянно опаздывают, расписание меняется без предварительных объявлений, плюс огромный послеобеденный перерыв, который себе устраивают работники железной дороги. В итоге я стала пользоваться автобусом – от поселка Пери, где у меня дача, проезд до Петербурга на автобусе стоит 70 рублей, что дороже электрички на 20 рублей. Зато автобус приходит вовремя, я там всегда сижу без давки, и никакие торговцы не орут мне в уши», - рассказала «Росбалту» петербурженка Людмила Седова.

Действительно, уровень сервиса в пригородных электричках давно не соответствует заявленным ценам, вплотную приблизившимся к европейским.

«Вечером страшно ехать в электричке. Пьяные гопники орут, ругаются матом, пристают к пассажирам. А какая жуткая вонь от курящих в тамбуре! И запретите уже эту проклятую транспортную торговлю, мало того, что продают всякую дрянь, так еще орут на разные голоса», - возмущаются пассажиры, упоминая также проблемы с отоплением поездов в зимний период и с вентиляцией летом. Огорчает граждан и сокращение количества вагонов в поездах с десяти до шести, а также отмена поездов на некоторым направлениям.

«Сокращения объемов пригородных перевозок на территории города и области в действительности практически не произошло. Летом 2014 года по Петербургу запланированы 283,5 пар поездов в сутки, зимой – 262,5 пар в сутки, что составляет 99% от показателей 2013 года. По Ленинградской области летом 2014 года запланировано 264 пары поездов в сутки, что составляет 98% от показателей 2013 года», - пояснила «Росбалту» Светлана Минина. Согласно новой модели организации пригородного сообщения, основное финансовое бремя возлагается на региональные бюджеты, а РЖД таким образом снимает с себя ответственность за обслуживание пассажиров.

«В 2014 году размеры движения пригородных поездов изначально планировалось приводить в соответствии с размерами субсидий в региональных бюджетах на компенсацию выпадающих доходов ОАО «СЗППК». Таким образом, значительно снизился транспортный заказ Новгородской области. В случае несоответствия заказываемых размеров движения с размером субсидий возможно также сокращение периода осуществления перевозок по договорам транспортного обслуживания», - заявила начальник службы корпоративных коммуникаций ОАО «РЖД».

Заметим, что из федерального бюджета в рамках новой концепции правительством ежегодно выделяется 24,4 млрд рублей в виде субсидий ОАО «РЖД» – именно на организацию пригородного железнодорожного пассажирского сообщения. При этом начальник Октябрьской железной дороги Виктор Степов публично заявляет, что компания «не готова вкладываться в реконструкцию и строительство участков, которые не приносят прибыли».

Бывший работник ОАО «СЗППК» Александр Родионов, обращаясь к главе РЖД Владимиру Якунину в его же публичном блоге, так комментирует ситуацию: «Ваша структура в реальности не заинтересована в обеспечении комфорта для пассажиров и в снижении издержек, ибо снижение издержек приведет к снижению финансирования ваших местных структур из центра. А это больно ударит по руководителям на региональном уровне… Дело идет к полной деградации пригородных электричек, мы сейчас наблюдаем агонию СЗППК».

Обратили внимание на ситуацию и депутаты Госдумы, принявшие на этой неделе обращение правительству и лично Дмитрию Медведеву.

«В 2012-13 гг. в России было отменено 310 пригородных поездов, а только с начала текущего года сняты с маршрутов еще 144 пригородных поезда в 26 регионах страны. В 2014 году РЖД не получило от большинства регионов гарантий на субсидии, а правительство, не разобравшись в ситуации, разрешило РЖД в одностороннем порядке сокращать объемы пригородных перевозок. Регионы обоснованно жалуются на необоснованно завышенные счета, которые требуют оплачивать пригородные пассажирские компании», - отмечается в письме.

Депутаты собираются законодательно закрепить права и обязанности регионов и субъектов РЖД в федеральном законе «О регулярном пассажирском сообщении», который, правда, еще не написан. А главное - народные избранники хотят внедрить экономически обоснованный уровень тарифа на пригородные перевозки, заодно проведя анализ затрат РЖД на содержание непрофильных активов.

Действительно, в 2014 году ОАО РЖД одобрил спонсорские договоры с футбольным клубом «Локомотив» (Москва) и одноименным хоккейным клубом из Ярославля. До конца этого года ФК «Локомотив» получит от РЖД 4,8 млрд рублей, а ХК «Локомотив» — 734 млн рублей. То есть в общей сложности затраты РЖД на поддержку двух профессиональных команд составят 5,6 млрд рублей. При этом декларируемые убытки от пассажирских перевозок ОАО «СЗППК» за 2013 год составили 700 млн рублей. То есть ежегодные затраты РЖД на футболистов и хоккеистов могли бы решать проблемы восьми таких бюджетов, как «Северо-Западная пригородная пассажирская компания».

Но выбор между футболистами и электричками уже сделан.

Евгений Зубарев