Posted 18 апреля 2014,, 11:40

Published 18 апреля 2014,, 11:40

Modified 31 марта, 14:00

Updated 31 марта, 14:00

Спикер ЗакСа копит "капитал"

18 апреля 2014, 11:40
В кулуарах говорят об отставке главы исполкома местного «ЕдРа». "Смена вех" послужит иллюстрацией того, что теперь правит бал в отделении партии Вячеслав Макаров. Причем, скоро его позиции могут еще более укрепиться.

Как о решенном деле говорят в петербургских кулуарах об отставке главы исполкома местного «ЕдРа». Это вполне рутинное действие может, однако, ознаменовать собой занятные политические перспективы.

О том, что Андрей Кайсаров вот-вот освободит кресло главы исполкома «Единой России», знающие люди судачат с осени — ровно с того момента, как из ЗакСа убыл Александр Зарагацкий (глава аппарата Вадима Тюльпанова так и не смог приспособиться к работе с новым шефом - Вячеславом Макаровым). Переезд Зарагацкого в первопрестольную, помимо прочего, означал исчезновение из местной «партии власти» второго центра силы, и переход ее под контроль Макарова, официально именуемого секретарем политсовета.

Кайсаров для городской политтусовки не смог стать полностью своим: ему с сотоварищами, в частности, так и не удалось избавиться от прозвища «пермские», закрепившегося за группой политтехнологов, приехавших во второй половине нулевых покорять Северную столицу. Он, конечно, попытался стать «верным солдатом» для «генерала Макарова», но, судя по всему, не слишком в этом преуспел.

Конечно, де-юре эта отставка может быть оформлена и не завтра (партия власти никогда не отличалась большой оперативностью в кадровых вопросах), но считается, что соответствующее политическое решение уже принято. Пока остается открытым и вопрос о сменщике Кайсарова, но это уже проза жизни, интересная, пожалуй, лишь претендентам на этот пост и членам их семей.

Куда более любопытно другое. «Смена вех» в исполкоме послужит для политтусовки яркой иллюстрацией того, кто теперь правит бал в петербургском «ЕдРе». То, что это Вячеслав Макаров, станет очевидным, причем, в ближайшее время его позиции могут еще более укрепиться. Не забудем, что на прошлой неделе в Смольном появился новый начальник — Александр Говорунов был утвержден ЗакСом в должности «первого» вице-губернатора, руководителя администрации. Ранее этот пост занимал Игорь Дивинский. По традиции, именно на плечи этого чиновника возлагается проведение всех выборных кампаний.

Не секрет, что несколько последних лет взаимоотношения Желтого дома и правящей партии были далекими от идиллических. Началось все осенью 2012-го, когда городская власть попыталась десантировать в кресло главного местного единоросса Константина Серова - давнего знакомого губернатора. Помимо трудоустройства видного афонца, у той спецоперации была и прагматическая задача — выдернуть отделение из рук признанного не вполне «своим» сенатора Вадима Тюльпанова. Однако активность Смольного была столь неуклюжей, что на выборах победил все же ставленник сенатора — новый на тот момент спикер ЗакСа Макаров. Он, впрочем, тут же сменил патрона, присягнув на верность исполнительной власти, но осадок, что называется, остался.

Именно с ним стороны подошли к началу 2014-го года, когда правительство (Смольный) и партия (аппарат «ЕдРа») начали синхронно формировать свои списки кандидатов на муниципальные выборы. Условно, эти документы можно назвать списком Дивинского и списком Макарова. Первый, по словам некоторых, похож на настоящую революционную грамоту — в него не вошло слишком много нынешних муниципальных вождей, очевидно заподозренных Смольным в скрытой нелояльности. Формировала этот манускрипт исполнительная вертикаль — выбор делался в первую очередь исходя из предпочтений районных глав. Кроме того, не были забыты и несколько народных избранников из прежних созывов ЗакСа, по той или иной причине обиженных на нынешнее партийное руководство (по традиции, они имеют неплохие позиции на территории своих прежних округов).

Партийное начальство, разумеется, тоже делало ставку на вертикаль, только на собственную. Считается, что при составлении «списка Макарова» определяющей была точка зрения действующих парламентариев, которые, в свою очередь, опирались на свои клиентелы, преимущественно из действующих муниципальных советов.

Публично обе ветви власти, разумеется, отрицают, что между списками есть расхождения. Более того, заявляют, что не существует и самих списков (мол, все определяет партийные праймериз — как решат избиратели-однопартийцы, так оно и будет). В общем, к апрелю стороны подошли, так и не урегулировав свои разногласия. Это, впрочем, и не могло случиться — при таком расхождении в подходах и персоналиях единственный возможный компромисс — капитуляция одной из сторон.

Но ни Смольный, ни Мариинский добровольно спускать свои флаги были не намерены. И тут подоспела отставка Дивинского. После назначенныя на должность представителя в федеральных органах власти он автоматически перестал курировать местные политические вопросы и передал это «хозяйство» вице-губернатору Говорунову. Тот для Петербурга человек не новый, но тонкости контактов между муниципалами, заксовцами и районными чиновниками — это даже для выходца из Сбербанка все же слишком тонкая материя, чтобы освоить ее одним махом. По уверениям экспертов, на понимание взаимосвязей неизбежно уйдет несколько месяцев. При том, что именно этот срок наиболее критичен для активной фазы муниципальной кампании.

Кроме того, передать по наследству вице-губернаторский портфель с креслом — это одно, а система взаимоотношений — совсем другое. Тот, кто был лоялен и интересен вице-губернатору Дивинскому, вовсе не обязательно покажется таковым вице-губернатору Говорунову.

Все это в совокупности вынуждает наблюдателей предположить, что «партия» Вячеслава Макарова получила накануне муниципальной кампании серьезную — если не решающую — фору. И если глава ЗакСа сумеет ей воспользоваться, он существенно повысит свою капитализацию. При том, что Петербургу предстоят два очень интересных года — на них придутся выборы губернатора, парламента и депутатов Госдумы (а именно муниципальный фильтр теперь ключевой фактор на тех же губернаторских выборах).

Одним словом, этот политический капитал может оказаться очень кстати.

Владимир Герасимов