Posted 22 апреля 2014,, 17:42

Published 22 апреля 2014,, 17:42

Modified 30 января, 21:40

Updated 30 января, 21:40

Автопром «не вывозит»

22 апреля 2014, 17:42
Объемы производства автомобилей в регионе упали, завод Ford Sollers в Ленобласти закрылся до лета и планирует уволить 700 человек. Но государство сейчас не настроено на помощь автопрому - все инвестиции направляются в Крым.

В прошлом году петербургскому автопрому удалось сохранить объемы производства и даже немного улучшить показатели. Однако новые экономические реалии уже внесли коррективы в работу предприятий. За первый квартал 2014 года совокупное производство четырех городских автозаводов сократилось на 3%. А концерну Ford Sollers во Всеволожске пришлось приостановить работу конвейера до лета.

В 2013 году местному автопрому не пришлось испытать значительных трудностей, несмотря на снижение объема продаж и спад на всем отечественном авторынке. Заводы Toyota, General Motors, Nissan и Hyundai выпустили 392,9 тыс. автомобилей, на 1% улучшив результаты 2012 года. Три из четырех предприятий увеличили мощность. Особенно отличился Hyundai, на долю которого пришлось 58% производства. В тот момент аналитики прочили местному автопрому рост как минимум до 400 тыс. выпущенных с конвейера машин в 2014 году. Однако падение курса рубля и последующий за ним спад спроса привели к смене курса в отрасли.

Новый год автопроизводители начали с изменения производственных планов. Завод GM, производящий модели Chevrolet Cruze, Opel Astra и Chevrolet Trailblazer, еще в декабре сообщил о планирующемся переходе на двухсменный режим. Тогда представители предприятия объясняли эту необходимость оптимизацией. Впрочем, из-за падения спроса завод был вынужден приостановить работу на период с 24 февраля по 28 марта.

Позже стало известно и о сокращении объемов производства японским автопроизводителем Nissan. C 1 апреля завод, на котором выпускают модели Teana, X-Trail и Murano, перешел с трехсменного на двухсменный режим работы.

Согласно данным аналитического агентства «Auto-Dealer-СПб», за первый квартал 2014 года четыре городских завода совместно произвели 97,5 тыс. машин. Это на 3% меньше результата за аналогичный период прошлого года. При этом завод Hyundai увеличил свою долю в общем количестве до 60% и пока не заявлял о смене производственных планов. Все стабильно и у Toyota, за которой около 10 % местного рынка. Доля петербургского автопрома на российском рынке по итогам квартала не изменилась и составила 21,8%.

«На заводе Hyundai производят два популярных «лоу-костера» - Hyundai Solaris и Kia Rio. Поэтому спрос на них у среднего класса логичен. Вообще этот завод смог достичь поставленных перед собой показателей в рекордные сроки и снижать мощности пока не планирует, - объясняет популярность «корейцев» генеральный директор «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин. – Что касается остальных предприятий, то все они заявили об обновлении модельного ряда расширении производства. Это все равно входит в условия их договоров о промсборке. Nissan, например, никого не увольнял, а просто перераспределил работников».

Эксперт поясняет, что жизненный цикл многих производимых в Петербурге моделей подходит к концу. В связи с этим Nissan уже начал выпуск Teana нового поколения, будет обновлен и X-Trail. Осенью «японцы» должны запустить вторую очередь производства, что позволит с 2015 года выпускать Nissan Qashqai. Toyota также ждет обновление - в 2016 году на заводе начнется производство кроссовера RAV4. На заводе GM планируется перезапуск Chevrolet Cruze.

«По итогам года петербургские заводы были загружены на 91%. После первого квартала эта цифра уменьшилась до 89%. Ничего глобального пока не произошло, катастрофы нет. Если бы не остановка GM, квартал был мог бы закончиться не с минусовым результатом, а нулем по отношению к прошлому году», - заключает Чаплыгин.

В отличие от петербургского автокластера, завод Ford Sollers во Всеволожске скорректировал свои планы масштабно. Еще в сентябре предприятие останавливало производство на 20 дней. Тогда руководство было вынуждено сократить 400 сотрудников. Однако c начала 2014 года продажи производимой во Всеволожске модели Ford Focus сократились примерно на 40%. Это привело к остановке конвейера сначала на несколько дней, а потом и недель - в компании решили прекратить выпуск авто с 21 апреля по 8 июня. Предприятие будет вынуждено уволить еще 700 сотрудников и перейти на работу в одну смену. Эти меры производители объяснили «серьезными изменениями экономической ситуации в России, в частности девальвацией рубля, замедлением потребительской активности на рынке новых автомобилей», а также значительным падением спроса на автомобили С-сегмента. Впрочем, сокращение производства коснется всех российских заводов Ford.

Однако в этих неудачах эксперты склонны винить самого производителя. «Прошли те времена, когда покупатель мог ждать Focus по два года. Конкуренция в этом сегменте выросла многократно, появилось много других доступных моделей. Нельзя все время печь одни и те же пирожки и ничего не менять», - поясняет Михаил Чаплыгин. По словам аналитика, седаны в России уже не пользуются былой популярностью, все больше людей отдает предпочтение кроссоверам, которые лучше подходят для наших дорог. Однако и завод Ford ждет обновление. Несмотря на все сокращение, производитель не отказывается от перезапуска моделей Focus и Mondeo, которые поступят в продажу с 2015 года.

Вице-президент Ленинградской торгово-промышленной палаты Дмитрий Прокофьев соглашается с тем, что в нынешнем спаде автопрома нет ничего удивительного. «Этот сегмент является точным индикатором общего состояния экономики. Автомобильный рынок в огромной степени зависит от ожиданий потребителя и производителя. В 2000-е годы отрасль развивалась, и даже во время кризиса существовала уверенность, что он будет преодолен. Были программы утилизации, льготные автокредиты, но теперь потребитель уже не горит желанием тратить деньги на машину», - объясняет эксперт. По его словам, конец года петербургская автопромышленность тоже встретит с отрицательной динамикой.

С ним согласен и Михаил Чаплыгин, который утверждает, что результат, аналогичный прошлогоднему, был бы успехом. «Может быть, завод Nissan «вывезет». В целом же государство сейчас не настроено на помощь автопрому. Все инвестиции направляются в Крым. А автопроизводителям говорят: разбирайтесь сами. Программу льготного автокредитования не продлили, теперь правительство будет поддерживать только грузовой и автобусный транспорт», - поясняет он.

Правда, эксперт добавляет, что из-за этого решения правительства автомобильный рынок не упадет, а потеряет лишь небольшую долю. «Это не критично. Вообще автомобильная отрасль в целом затормаживается, но это естественно. Здесь Петербург не оторван от России и всего мира. В 2005 году никто и мечтать не мог, что в нашей стране будут производить 2,7-2,8 млн автомобилей. Сейчас рынок перегрет, но все производители хотят расти, строят планы, что отберут клиентов у тех или у других конкурентов. Но расти такими темпами, как раньше, не получится, мы достигли своего потолка. Какого-то экономического чуда не произойдет, поэтому надо привыкать к тому, что рост в 1-2% - это нормально. Мощности Петербурга позволят производить и миллион авто в год, но кому это все? Такое количество точно не продастся», - отмечает аналитик.

Впрочем, до возможного закрытия местных заводов, о котором уже начали поговаривать, дело вряд ли дойдет. Как отмечают аналитики, такие решения уже являются политическими, а власть пока не готова потерять налоговые поступления, взамен которых в регионе появятся сотни новых безработных.

Софья Мохова