Posted 10 мая 2014,, 06:39

Published 10 мая 2014,, 06:39

Modified 31 марта, 13:40

Updated 31 марта, 13:40

Белоруссия: имитация социализма

10 мая 2014, 06:39
Во время автомобильного путешествия из Петербурга в Белоруссию может показаться, что ты попал в Европу: кругом царят чистота и порядок. Но это лишь ширма, скрывающая борьбу за выживание.

Вот уже лет семь подряд весной я отправляюсь на автомобиле в путешествие из Петербурга по Белоруссии и Прибалтике. И в этот раз решил поделиться своими впечатлениями об очередном рейсе.

Сначала о дорогах. Пока едешь по Киевскому шоссе от Питера до границы Ленобласти, можно чуть-чуть расслабиться перед марш-броском по российскому бездорожью. Ну а дальше - держись! Областной участок трассы на Киев и Псков выглядит так, будто пережил бомбежку. Днем на небольшой скорости еще можно постараться объехать ямы и «засады», но если выдвигаться в темное время суток, неизбежно влетишь в какую-нибудь колдобину или выбоину. Поскольку у меня уже был опыт пробитых колес и погнутых дисков, двигался чуть ли не со скоростью пешехода - особенно в районе Мшинского объезда. А вот участок от границы Ленобласти до Пскова представляет собой вполне качественную дорогу. (Злые языки, правда, говорят, что это направление специально отремонтировали, чтобы главе региона Турчаку было комфортнее добираться до родного Питера. И впрямь - в сторону Витебска от Пскова двигаться уже сложнее).

Зато Белоруссия начинается с настоящих дорог. Едешь-едешь по псковщине - и вдруг оказываешься в Европе.

Подстриженная трава вдоль обочин, чистота, гладкий асфальт, разметка, многочисленные стильно оформленные и оборудованные стоянки. А самое главное – распаханные и ухоженные поля! Ни клочка заброшенной пашни, кругом желтые посевы рапса, зелень озимых, пашущие трактора, пасущиеся на выгонах стада коров, работающие в поле люди. Поселки все живые, заборчики вокруг домов ровненькие и покрашенные, сами дома скромные, но жилые. Практически перед каждым двором – куры или гуси, где теленок или корова привязаны, где конь. После заросших борщевиком и полуразрушенных заколоченных домов тут все радует глаз!

Белоруссия выживает за счет того, что все здесь предельно регламентировано, отрегулировано и систематизировано. Например, система агропромышленного хозяйства, в которой задействована едва ли не треть населения, во многом копирует схему работы советских колхозов. Государственная собственность на землю и коллективная (общественная) - на средства производства позволяют сохранить рабочие места в деревне, дают людям некоторую социальную защищенность и регулярный доход. Зарплаты в сельском хозяйстве, как, впрочем, и в промышленности, в Белоруссии небольшие – от $200-300, а $500 считаются уже очень приличным заработком. При этом цены в магазинах вполне российские. Чтобы как-то выживать, практически в каждом доме на селе свое небольшое хозяйство: огород, парник, куры, гуси, свиньи, гораздо реже - коровы. Пенсия составляет $170-200, и это тоже считается стабильным доходом – на уровне зарплаты продавца, парикмахера, медсестры. Поэтому пенсионеры не только не жалуются, а еще и благодарны правительству за заботу. Высокие заработки у нефтяников ($800-1000) и железнодорожников ($500-900). Но тут нужны специалисты и вакансий немного. Вообще же безработицы в Белоруссии практически нет. Очень много местных уехало, как говорят тут, «на Россию»: нефтяники - на Севера вахтовым методом, строители - бригадами на стройки Москвы и Питера. Работать на предприятиях республики не очень выгодно. Лесоруб в лесничестве, например, получает $250 в месяц… Впрочем, я не претендую на анализ общей картины рынка - привожу лишь примеры тех, с кем удалось пообщаться за несколько дней командировки.

С бизнесом в Белоруссии все сложно. Заведующая магазином потребкооперации Нина в ответ на замечание о скудости ассортимента с грустью констатировала: хорошо, что хоть это осталось. Районное начальство планирует сокращение нерентабельных торговых точек по поселкам и городкам, заменив их передвижными автолавками. Торговля продуктами - в руках государства. Небольшие частные лавочки обязаны строго соблюдать ценовую политику и иметь четко рекомендованный ассортимент товаров, который закупается на государственных базах. Магазин, которым руководит Нина, - рентабельный, но вся прибыль съедается разросшейся руководящей надстройкой, и потому завмаг мечтает отделиться от районной структуры, иметь собственный счет, работать на хозрасчете (это, кто не помнит, метод планового ведения социалистического хозяйствования, допускающий принципы рыночной экономики, который был введен в СССР как попытка противостоять кризису и стагнации).

Рядом с магазином - небольшой ресторан с замком на дверях. Он тоже государственный, подчинен местному управлению общепита. Его открывают только по заказу на мероприятия, свадьбы, поминки, дни рождения. «Неприбыльный, - замечает Нина. - Тоже бы надо на хозрасчет, может, и выжил бы». «А почему не приватизировать, не акционировать? Зачем государству тянуть эту торговлю, сферу обслуживания, общепит, все это регулировать?», - задаю я вопрос завмагу. «Боятся, наверное, что цены взлетят, или кто-то обогатится бесконтрольно. У нас же ровным слоем для всех намазано!», - отвечает Нина.

Позже мне дополнительно все разъяснил Александр, с которым мы вместе воевали в Афганистане. Офицер запаса пытался заняться малым бизнесом, держал в городке под Минском два магазина по торговле автозапчастями. Мотался в Европу и Россию, как-то крутился, пытался заработать. Но когда растущие налоги превысили доходы, распродал все, закрыл предприятие и пошел наемным сотрудником в представительство иностранной компании в Минске: «Ты можешь заработать свои $400-500, и это потолок. Государство фискальными методами строго следит, чтобы ты не разбогател сверх меры. Вот ты стараешься, работаешь уже не 8, а 12-14 часов без выходных, что-то получается заработать, а тебе - новые налоги. И опять те же $500 на руках. Смысл тратить время, силы, здоровье, нервы?».

Еще один мой знакомый — тоже Александр - работает на железной дороге. Зарплата помощника машиниста - порядка 5 млн белорусских рублей (около $500). Жена в декрете с третьим ребенком. Чтобы как-то выживать, построил теплицу, выращивает зелень, огурцы. В перерывах между рейсами развозит по местным рынкам свою продукцию. Денег хватает только на то, чтобы свести концы с концами. Мечтает купить небольшой трактор белорусского производства примерно за $10 тыс., но брать кредит под 42% годовых для него – неподъемно, а лизинговых программ в этом сегменте не предусмотрено. Выкупить соседний участок, чтобы расширить производство, он тоже не в силах - нет свободных денег. Правда, нужно отметить, что как многодетной семье Александру и его родным предоставили льготное жилье в райцентре – двухкомнатную квартиру во вновь построенном доме. 75% оплатило государство, оставшиеся 25% придется выплачивать самостоятельно в течении 40 лет (то есть по $15 ежемесячно). В России о таких условиях можно только мечтать.

Из разговоров с разными людьми стало понятно, что социальная политика в Беларуси, похоже, имеет одну четко выраженную тенденцию – обеспечить стабильную социальную защищенность определенной группе «ядерного» электората, который позволит нынешней власти переизбираться при любом политическом и экономическом раскладе. Этакая имитация социализма, обыкновенный патернализм. Так что украинская ситуация Белоруссии точно не грозит. Олигархи как класс здесь просто не существуют, предприниматели хоть и ропщут, но как-то приспосабливаются и пытаются выживать в предложенных условиях, а бюджетники и пенсионеры на общем фоне не сильно оторвались по доходам от тех, кто работает на производстве или в бизнесе.

Сергей Гуляев