Posted 18 мая 2014,, 17:56

Published 18 мая 2014,, 17:56

Modified 31 марта, 13:33

Updated 31 марта, 13:33

В очереди за культурой

18 мая 2014, 17:56
В Петербурге в девятый раз прошла акция «Ночь музеев». Тысячи горожан предпочли потратить выходной на стояние в очереди за порцией культурных впечатлений. При этом зачастую больше радовали те музеи, которые были почти обделены вниманием посетителей.

В Петербурге в девятый раз прошла акция «Ночь музеев». Тысячи горожан предпочли потратить существенную часть выходного на стояние в очереди за порцией культурных впечатлений. Корреспонденты «Росбалта» тоже побывали на нескольких популярных (и не очень) площадках.

«Это же лучший день в году, билет всего 350 рублей! Знаешь, во сколько бы тебе обошлись эти три музея без акции? В «косарь» минимум!» - объяснял парень своей спутнице выгоду «Ночи музеев». Шел второй час ночи, молодые люди пили «энергетики» и готовились к штурму одного из самых популярных музеев – «Вселенная воды».

Акция стартовала еще в шесть часов вечера. В это время погода в Петербурге как никогда благоволила к прогулкам – такого солнечного и теплого дня в городе не было давно. Однако желающих побывать на «Ночи музеев» это не смутило. К назначенному времени у культурных пространств растянулись многометровые очереди. Линия, ведущая в Аничков дворец, изгибалась от входа до самой автобусной остановки. Очередь в Планетарий вообще терялась в пространстве, однако даже в три часа ночи не желала рассасываться.

Организаторы не зря советовали готовиться к «Ночи музеев». Учитывая количество желающих, можно было рассчитывать на попадание лишь в три-четыре места за все 12 часов акции. И это при том, что список участников в очередной раз вырос – аж до 96 площадок, большая часть которых работала до самого утра. Среди них были и музеи, и библиотеки, и театры, и лофты.

«Наплыв посетителей как в Эрмитаже. Выделенную нам тысячу билетов мы продали за полтора часа. Запускаем людей каждые пять минут, чтобы хоть как-то очередь двигалась», - пояснили в Аничковом дворце. Некоторые приехали на акцию даже из Пскова. Семьи с маленькими детьми к победному моменту входа в музей выглядели скорее изможденными, чем счастливыми.

Экскурсоводы следовали из зала в зал, поторапливаемые другими группами. Даже в не самых популярных учреждениях культуры экскурсии получались явно укороченными из-за наплыва посетителей. «Вот если бы вы пришли к нам на экскурсию в обычный день», - вздыхали гиды то в одном, то в другом музее, когда в очередной раз были вынуждены сокращать привычную программу. Наверняка, каждый из них думал о том, что ни в один выходной к музеям не выстраивается даже подобие очереди. «Много – это не то слово», - прокомментировала количество посетителей одна из смотрительниц в Строгановском дворце. Его посетители должны были проходить квест с историко-культурными заданиями, но бланков хватило не всем.

Ожидать снаружи было порой более комфортно, чем находиться внутри. В помещениях музеев от количества посетителей становилось душно. В ежегодно популярном интерактивном музее занимательной науки «ЛабиринтУм», например, к некоторым экспонатам тоже выстраивалась очередь, так что посетители, прождавшие не менее часа перед входом, имели возможность потолпиться и потолкаться еще и в помещении. При этом на улице гостей развлекали шоу-программой и проводили зрелищные научные опыты.

Повезло площадкам, имеющим в распоряжении внешнее пространство. Если находиться в музее «Разночинный Петербург» было довольно мучительно из-за слишком больших экскурсионных групп и крошечных внутренних комнат, то во дворике хотелось задержаться – там был и кинотеатр, и викторины, и фотоателье с костюмами.

Вообще «Ночь музеев» можно было переименовать в «Ночь фотографии». С каким-то исступлением посетители фотографировали себя в обнимку со скелетами в Военно-медицинском музее и принимали танцевальные позы в залах дворцов. Настоящий ажиотаж вызвала выставка бутафории в театре «Балтийский дом». Пришедшие фотографировались то с каким-то огромным тортом, то с муляжом гири или молотка, то приковывали себя к сценическим орудиям пыток или залезали в кружки и чайник из спектакля «Алиса в стране чудес». К гигантской шляпе и вовсе выстроилась очередь. «Какие-то люди все сумасшедшие», - промолвил один из посетителей.

А вот свето-музыкальное шоу в «Балтийском доме» впечатлило не всех. В течение нескольких минут зрителям показывали перемещения осветительных приборов и частей сцены, но, как выразился один из посетителей, это оставило «смешанные чувства». Многие ожидали, что их все-таки пустят посмотреть на театральное закулисье, но пришлось довольствоваться выставленными декорациями и костюмами.

Тема «Ночи» 2014 года «Свет и цвет» нашла отражение во многих музеях. Например, в катакомбах Петрикирхе была организована инсталляция «На дне» с лампами и словно «подводной» музыкой. Она располагалась прямо в чаше бассейна, существовавшего в церкви в советское время. А в зале наверху можно было послушать органный концерт в сопровождении лазерных проекций. С фантазией к теме праздника подошли и небольшие музеи, стараясь привлечь в свои стены побольше посетителей. Так, в музее-квартире С.М. Кирова на Каменноостровском проспекте можно было принять участие в интерактивной игре о появлении в Петербурге уличного освещения, раскрасить советские плакаты об электричестве и нарисовать собственную лампочку Ильича.

В этом году перемещаться между объектами акции было как никогда просто. Метро работало всю ночь, специальные автобусы бесплатно возили «музейщиков» по пяти маршрутам. Правда, многие пассажиры и наземного, и подземного транспорта явно не намеревались посещать культурные учреждения. Молодые люди в автобусе пили пиво и с интересом слушали объявления об остановках. «Мастерская Аникушина», - сообщил диктор. «В мастерскую-то пойдем?», - почти серьезно осведомился парень у своих спутников. «Ты не сдал экзамен на мастера, поэтому нам туда нельзя», - ответила его подруга.

К слову, пространства вроде «Мастерской Аникушина» в «Ночь музеев» были самыми приятными для посещения. Конечно, не все добрались до такого отдаленного объекта, зато не было толпы и очередей. Вряд ли посетители узнали что-то новое об известном скульпторе, но точно получили удовольствие от перфомансов танцоров, изображающих героев Шекспира. Судя по отзывам, самые благоприятные впечатления у зрителей остаются именно от тех музеев, где им удалось провести время с комфортом, а не сражаться за клочок пространства.

Уже после рассвета усталые петербуржцы ехали к метро на автобусах, которые, к чести организаторов, ходили довольно часто. Многие засыпали, но одна компания активно делилась впечатлениями.

«Мы с шести вечера ходили, я в жизни столько не ходила! Были в «Ботаническом саду», в Зоопарке, в «Немецком квартале», во «Вселенную воды» поехали, но охранник сказал, что мы туда не пройдем. В «Республику кошек» тоже не попали. Но самое лучшее – это «Пушкинская-10» - там много этажей и все такие доброжелательные! Сходите туда прямо сейчас», - советовала девушка. «Да, окультурились по-полной», - подвел итог ночи ее спутник.

Софья Мохова