Posted 31 мая 2014,, 14:10

Published 31 мая 2014,, 14:10

Modified 31 марта, 13:19

Updated 31 марта, 13:19

"Российский кинематограф - это просто кормушка"

31 мая 2014, 14:10
О том, что главное в музыкальном клипе, почему не удастся побороть пиратство и отчего отечественное кино так сильно уступает западному, рассказал режиссер и клипмейкер Александр Маков.

ИА "Росбалт" продолжает проект "Петербургский авангард", посвященный горожанам, которые находятся впереди, в авангарде культуры и искусства. Наш нынешний герой - самобытный режиссер и талантливый клипмейкер Александр Маков. Александр снял около двух десятков музыкальных клипов для групп "Слот", Noize MC, "Кирпичи", "Пауки", Anocondaz, "Обе-Рек", "Каста". Он рассказал в интервью, почему законы о защите авторского права не помогут побороть пиратство, отчего отечественный кинематограф так сильно уступает западному, и кому выгодны многочисленные и бессмысленные российские кинофестивали.

— Александр, расскажи, как тебе удавалось найти общий язык с музыкантами. Почему они выбирали именно тебя?

— Большинство групп делится на два типа. Те, у которых есть продюсер, и те, у которых его нет. Вторые сами определяют, как и куда они идут, чего они хотят, и с ними гораздо проще найти общий язык. Им интересно экспериментировать, поэтому достаточно лишь предложить людям интересную идею и показать, что ты сможешь эту идею реализовать.

Мы начинали снимать в 2008 году, тогда уже многие команды хотели не просто какой-то клип, а что-то интересное и необычное. Ну а поскольку я окончил Университет кино и телевидения по специальности "Режиссура игрового кино", я всегда предлагал не просто клип, а некую идею, определенный сюжет, и своеобразные технологические решения. На этом мы и сходились.

— Главное все-таки идея?

— Конечно, без разницы к насколько известной и именитой команде ты обращаешься. Когда ты предлагаешь им снять клип, они в первую очередь оценивают его идею.

Зайдите, к примеру, на официальный сайт группы "Сплин". И там в разделе "контакты" есть специальное место для предложения по съемкам клипов. Автор должен кратко описать свою идею, и они обязательно рассмотрят предложение. Никто не спрашивает, кто вы, что вы снимали. Просто опишите вашу задумку в одно предложение - это самое главное.

— Ты преимущественно работаешь с молодыми коллективами. Вам легче понимать друг друга или они недолюбливают мастеров старой школы?

— Я поступил в университет в 2002 году, и наш поток, наше поколение - люди на распутье. Тогда уже существовал Интернет, но он не имел такого значения, как сейчас. К моменту, когда мы выпускались, Интернет приобрел совершенно иную значимость для всех, кто участвует в процессе создания видео-музыкального контента. Мастера старой школы, может, и понимают, но точно не признают Интернет как что-то значимое. Они не признали его огромный вклад в развитие современной культуры и искусства. Старая школа не смогла оседлать эту новую волну.

Конечно, до сих пор есть деятели эстрады, которые предпочитают обращаться к мастерам старой школы, снимать какие-то бессмысленные и жутко дорогие клипы в духе конца 80-ых - начала 90-ых. К тому же, старая школа - это современный шоу-бизнес. У молодых команд, которые только недавно вышли на сцену, просто физически нет возможности тратить на клипы миллионные суммы, чтобы получить среднестатический по интересности клип. Поэтому они обращаются к молодым режиссерам, операторам, которые еще не заелись и которые готовы во многом работать за идею и за интерес.

— А формат самих клипов отличается у старой и новой школы?

Формат музыкальных клипов сформировался на телевидении, и большинство старается так или иначе его соблюдать. Интернет, тем не менее, позволяет экспериментировать и искать какие-то новые подходы. Некоторые выкладывают суперкороткие вещи, длинной в несколько десятков секунд. Бывает и наоборот - одна команда сделала 24-часовое произведение.

Я считаю себя киношником. Моя команда тяготет к стандартному формату, что не мешает делать некие интро- и аутро- вставки. Наши клипы - это история. Чтобы зритель мог ее полностью прочувствовать, мы перед началом песни и после ее завершения делаем сюжетные вставки.

— Какой из твоих клипов тебе удался лучше всего?

Мы в первую очередь смотрим на то, получилось ли у нас реализовать наши идеи. Для нас это важнее, чем общественный резонанс.

А так, пожалуй, одна из самых резонансных работ - прошлогодний клип Noize MC «Жвачка». После него нам стали очень много звонить, предлагать сотрудничество. На данном этапе этот клип является той планкой, которую мы взяли. Хотя я не считаю, что он получился идеально - когда ты снимаешь клип под заказ, за деньги, у тебя всегда будет четкий график и сроки, в которые тебе надо уложиться. У тебя нет какой-то абсолютной творческой свободы и времени для различных экспериментов, поэтому приходится сокращать свои желания и подстраиваться под поставленную задачу.

Наверное, стоит отметить наш самый первый клип группы «Обе-Рек» на песню «Ты». Ребята до этого были известны у себя в Воронеже, и естественным желанием было расширить круг своих слушателей, в том числе в больших городах - Москве или Петербурге. И так получилось, что для первого их клипа пришлось ехать именно в Петербург.

Они предполагали, что тут все настолько важные люди, и за те деньги, которые у них были, мы просто возьмем камеру в руки и немного вокруг них побегаем, и это будет их первым клипом. Поэтому ребята очень удивились, когда мы деньги положили не себе в карман, а целиком вложили в создание клипа, в оборудование, в свет, в декорации. И мы, и они тогда работали исключительно на идею. По итогам случилось удивительное: клип взяли на телевидение, он занял первое место в хит-параде на A-One, стал супер-хитом в самом Воронеже, команда сразу взлетела, ее начали приглашать на радио, на фестивали, ну и к нам начали обращаться.

— Наши законодатели в последнее время уделяют много внимания борьбе с пиратством, которое вышло на совершенно иные горизонты благодаря Интернету и современным технологиям. С другой стороны, Интернет сближает творцов с массами. Как ты думаешь, удастся ли найти такой формат взаимодействия, который позволит решить проблему пиратства, при этом устроит все строны?

— У большинства нашего населения, да и у меня самого логика очень простая. Если есть возможность в Интернете что-то прослушать, что-то скачать, чисто технически, значит это можно делать. Если бы была реальная борьба с пиратством, надо было бы не законы какие-то принимать, а лишать технической возможности скачивать, прослушивать и просматривать материалы в сети.

Что же касается вопросов совести, мол, люди старались, трудились, вкладывали свою душу в произведения, а ты просто взял и бесплатно послушал, - это сейчас просто смешно. Ты заходишь на официальный сайт группы или в их официальную группу в соцсети, и там сами музыканты выкладывают в открытый доступ свои произведения, песни, клипы. Смотри, слушай бесплатно. Понравилось? Вот ссылка, можно купить альбом в iTunes, NaviMusick, Bandcamp, других сервисах, заказать диск, купить атрибутику группу, футболку, чашку. Кому понравилось, кто хочет, чтобы группа продолжала творить, тот платит. Кому не нравится, тот послушает бесплатно и пройдет мимо.

Если мы говорим про отечественное кино, то его создатели должны радоваться, что их убожество вообще кто-то смотрит, пусть и скачивая фильмы в Интернете. Тем более, что эти фильмы создаются на деньги государства, и авторам не надо отбивать расходы на создание кинокартины.

— Ты сам случаешь музыку в социальных сетях, качаешь фильмы с торрентов?

Да, и скачиваю и слушаю. Мне, конечно, нравится ходить в кино, но только на то, что достойно большего экрана, на что-то действительно грандиозное, эпичное. А если это что-то более локальное, мелодраматичное, то мне проще скачать и посмотреть дома.

— Почему, на твой взгляд, у нас такая ситуация с отечественным кинематографом?

Когда я учился в аспирантуре на кинокритика, у меня этому вопросу была посвящена целая диссертация. В 90-ых, когда распался Советский Союз, вся отрасль находилась в руках «ГосКино». Он задавал стандарт качества, формат, формировал подход к созданию кинопроизведений. И он это делал отлично: у нас было замечательное, высококачественное кино. Когда это все развалилось, кино стало ничьим, и туда пришли разные люди, многие из которых вообще не имели опыта, и рассматривали это все просто как способ заработать.

Они применили к отечественному кинематографу, западную голливудскую модель продюсирования, при этом никто из них до конца так и не понял, как эта модель работает на самом Западе. Там продюсера нанимает конкретная компания, и он ответственен за конкретную кинокартину. Если бы на западе продюсер начал складывать себе в карман деньги, выделенные на съемки, он бы просто попал в черные списки.

У нас «ГосКино» было уничтожено, поэтому никаких стандартов, форм подхода больше не существует, но государство продолжает давать деньги на создание кино. В стране нет никаких нормативных актов, которые бы регулировали эту сферу, нет системы отчетности. Соответственно это стало просто бездонным корытом, из которого берутся деньги и ничего не делается, или делается то, что смотреть невозможно.

Тут есть два решения: либо государство берет всё в свои руки, учреждает новые стандарты, контролирует расходы, выгоняет из этой сферы недобросовестных людей, либо государство вообще самоустраняется от этого вопроса, не выделяет никаких денег, все предприятия, связанные с киноиндустрией, приватизирует, и дальше - крутитесь как хотите. Сейчас же это просто кормушка.

— Продюсерская система в России провалилась, а как же наши многочисленные гениальные режиссеры?

В голове у наших продюсеров - страх потерять деньги и абсолютная форматная стабильность. Кто-то в голову вбил мысль о том, что мы лучше будем снимать тупые комедии и слезливые мелодрамы, это будет приносить нам стабильную прибыль, а остальное не котируется и не формат. И из-за этого нет сотрудничества с молодежью, все сторонятся новаторских идей и предложений. Вот так и сформировался замкнутый круг быстро стареющих режиссеров, которые раньше, может, и были гениальным, но сейчас ничего из себя не представляют. В это время на Западе Спилберг, Майкл Бэй, Кэмерон организовали свои режиссерские школы. Они выискивают талантливых людей по всему миру, продюссируют их, и эти фильмы в итоге зарабатывают огромные деньги.

— О плохом можно говорить бесконечно, а есть отечественный фильм, который тебе понравился как режиссеру?

— Да, это фильм "Легенда №17". Я считаю, что это очень достойное кино. Он может быть далек по качеству от классического спортивного кино, которое снимается в США и Европе. И очень много моментов в фильме являются плагиатом. Но в целом все равно получилось очень хорошо - отличная актерская игра, сделано с задором, современно. Такими вещами можно гордиться.

— Следишь за проходящими у нас фестивалями?

- Смотря за какими. Изначально сам концепт фестивалей предполагал выявление действительно толковых людей. Чтобы те, кто уже чего-то достиг, помогли молодым и перспективным ребятам. Наши фестивали сейчас таким не занимаются, они превратились просто в тусовку. На фестивали тоже выделяются средства государства, в этом участвуют крупные корпорации, которые привлекаются как спонсоры. В итоге просто набирают каких-то фильмов, чтобы заполнить программу, люди встречаются, смотрят, тусуются и расходятся. Организаторы кладут кучу денег себе в карманы и все - больше ничего не происходит.

У нас можно получить первое место на фестивале, завоевать кинонаграду, и это ничего не изменит. Если ты на западном кинофестивали получаешь приз, тебе потом проще договариваться о спонсорстве с продюсерами - все будут понимать, что ты талантлив, и вложения отобъются.

— Есть разница, где работать, - в Санкт-Петербурге или Москве?

— Наверное, все, кто были и в Москве, и в Санкт-Петербурге, это ощущают. Москва - финансовая столица. Это деньги, капиталы, вечно спешащие люди. Мне нравится Петербург, он располагает к творчеству, достаточно надеть наушники и просто пойти гулять по городу, придумывая по пути какие-то идеи, проекты, концепты. Само устройство города, архитектура, его дух помогают людям творить.

— Что для тебя Петербург?

— Это мой источник вдохновения, в Краснодаре не получилось, в Москве не получилось, а тут получается. И до тех пор, пока город будет дарить мне вдохновение, я из него никуда не уеду.

Беседовал Илья Смирнов