Posted 3 июня 2014,, 11:35

Published 3 июня 2014,, 11:35

Modified 30 января, 22:20

Updated 30 января, 22:20

Эксперт: 90% российских потребителей не знают о своих правах

3 июня 2014, 11:35

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 3 июня. На сегодняшний день нормативная база РФ предоставляет много рычагов по контролю за качеством товаров и услуг. Однако приходится постоянно сталкиваться с неисполнением законов и правил. При этом подавляющее большинство россиян предпочитают замалчивать проблемы и не пытаются отстоять свои права. Таким мнением на пресс-конференции в "Росбалте" поделился председатель Санкт-Петербургской общественной организации потребителей "Диалог" Вадим Рыжков.

"Надеяться на надзорные органы не приходится, они ущемлены в своих правах, но по жалобе потребителя тот же "Роспотребнадзор" или антимонопольные органы имеют право провести внеплановую проверку. Поэтому мы призываем граждан активно участвовать в судах, не замалчивать свои проблемы, а решать их. Вопреки заблуждению, что это "себе дороже", финансовая выгода у потребителя сегодня есть. Но около 90% из них не знают о своих правах из-за лени и инфантилизма. Если бы сознание покупателей было другим, если бы они были требовательны, "мстительны", то и ситуация бы поменялась", - отметил эксперт.

По словам Рыжкова, только 2-3% ущемленных в правах потребителей пытаются возместить ущерб, подавляющее же большинство "прощает" производителям некачественные товары и услуги. И россияне даже не знают, что по нынешним законам могут получить компенсацию в размере 200-300% от потраченного. Например, можно отсудить деньги за некачественные стоматологические или образовательные услуги, получить компенсацию от российской авиакомпании, которая неправомерно снимает деньги за возврат билетов. Со страховщика, незаконно отказавшего в выплате после автомобильной аварии, можно получить сумму, в шесть раз большую суммы ущерба.

"В России огромные неустойки за неисполнение требований потребителя. Если бы даже 50% потребителей пользовались этим, торговые компании бы уже разорились. Но пока прибыль сетевых организаций перевешивает, они будут нарушать законы, они сами неоднократно мне об этом заявляли", - отмечает Рыжков.

В то же время одно из распространенных убеждений потерпевшего потребителя – это обращение к юристу широкого профиля или адвокату. Как поясняет начальник юридического отдела "Диалога" Алексей Койтов, в таком случае потребитель потратит слишком много денег на их услуги. Однако не стоит и пытаться защитить свои права самостоятельно. "Существуют специальные общественные организации, которые защищают потребителей и работают на результат. При этом процент решения дел в пользу потребителя – под 90%", - отмечает Койтов.