Posted 20 июня 2014,, 16:12

Published 20 июня 2014,, 16:12

Modified 31 марта, 13:01

Updated 31 марта, 13:01

Не обижайте маленьких

20 июня 2014, 16:12
В небольшом и не слишком уютном мирке, в котором обитают все персонажи, сколь-нибудь интересующиеся городской политикой, нет сегодня персоны беспокойнее муниципального депутата. Особенно — имеющего в кармане партбилет «Единой России».

"Росбалт" открывает цикл "Муниципальные хроники", в рамках которого читатели знакомятся с ролью муниципальной власти в современной жизни города.

В небольшом и не слишком уютном мирке, в котором обитают все персонажи, сколь-нибудь интересующиеся городской политикой, нет сегодня персоны беспокойнее и нервнее муниципального депутата. Особенно — имеющего в кармане партбилет «Единой России».

Судите сами. Всего через три месяца ему предстоит выбираться, а никакой ясности по этому поводу нет. Нет даже твердой уверенности, поддержит ли его родная партия — и это несмотря на то, что служил он ей все эти 4 с лишним года верой и правдой. Передавал продуктовые наборы в толщу избирателей, проводил концерты и чаепития для граждан, в ходе которых обличал нехорошие заокеанские политические режимы и неустанно хвалил свой, отечественный. А что в ответ? До сих пор не очевидно, войдет ли наш горемыка в «окончательную бумагу», которая от партийного имени будет подана в местный избирком. Дело в том, что на местах гуляют до трех вариантов этих списков — производства, соответственно, Желтого дома, партийного руководства и офиса депутата ЗакСа от района (при том, что народный избранник чаще всего представляет ту же самую главную партию, его личные интересы далеко не всегда совпадают со взглядами партийного начальства).

Еще одна напасть - избиратели. Уже где-то с весны наш герой организовал поквартирные обходы округа социологами, которые предметно интересуются у проживающих, как те относятся к работе муниципалов. И вот уже 3 месяца выясняется страшное (для нашего героя, разумеется) — граждане в подавляющем большинстве не только не знают о его работе, но даже и знать не хотят, посылая интервьюеров куда подальше.

С учетом того, что в этом сентябре на участки придет не 7% горожан, которые обычно выбирали муниципалов, а в разы больше, такой негатив электората способен принести в карьеру нашего героя решительный переворот. «Но ведь я за это время столько полезного сделал», — всерьез расстраивается он...

«Росбалт», выслушав несколько монологов местных депутатов, решил представить их вниманию читателей — в обобщенном виде. Ведь для большинства эта деятельность — настоящая «терра инкогнита», и в преддверии сентябрьских выборов снять завесу неизвестности с этого пласта городской действительности просто необходимо.

«Главный функционал, видный избирателям, это решение вопросов благоустройства придомовых и дворовых территорий. Депутаты оказывают непосредственное влияние на перечень территорий, подлежащих благоустройству в следующем году. Причем это не только список адресов, но и виды и объемы работ, а также их стоимость. Мы можем участвовать и в приемке работ. Более того: в течение всего периода их проведения депутат — так как чаще всего он является жителем этого района — может контролировать работы. Он просто заходит (с утра или вечером), говорит с жителями, выясняет, все ли сделано, и насколько качественно.

Мы сейчас приводим дворы Петербурга в приличное состояние — и этого жители просто не могут не замечать. Появились современные, безопасные игровые комплексы, резиновое покрытие. И нашу роль в этом процессе трудно переоценить. И ведь это — только одна из многих частей нашей работы. Согласно закону, в сферу компетенции муниципалитетов входит создание условий для развития физической культуры и массового спорта, проведение работ по военно-патриотическому воспитанию, организация и проведение досуговых мероприятий для детей и подростков, поддержка деятельности граждан и общественных объединений, участвующих в охране общественного порядка.

Кроме того, мы взаимодействуем как с жителями, так и с органами городской и государственной власти. И, думаю, не будет преувеличением сказать, что из всех их мы — самые открытые для граждан. Депутат обязан не реже одного раза в месяц принимать жителей, но по практике глава муниципального округа принимает посетителей еженедельно. На прием можно записать по телефону, через Интернет. И тут ведь что важно: бывают случаи, когда к нам приходит житель, чей вопрос находится абсолютно не в нашей компетенции. Но ведь мы всегда поможем и подскажем, куда идти дальше, как оформить бумагу. Без нас ведь никто этого не сделает.

И еще — кто бы что ни говорил, мы бюджету, налогоплательщикам, по сути, ничего не стоим. В соответствии с законом только один из депутатов занимает штатную должность, все же остальные трудятся на общественных началах. На местные и заграничные конференции мы не ездим. Телефонные разговоры и транспортные затраты также отдельно не оплачиваются. Покажете, кто из чиновников хотя бы районного уровня живет также — и я с любопытством на это зрелище посмотрю».

На самом деле, очень может быть, что наши собеседники не сильно грешили против истины. 111 безвластных петербургских муниципалитетов (столь причудливо нарезанных благодаря несовершенству федерального законодательства и внятной позиции Смольного, не желавшего появления конкурентов) практически не известны широкой публике, но, тем не менее, порой работают во благо горожан. Просто уровень и масштаб этой деятельности с общегородского уровня кажется стремящимся к уровню статистической погрешности. И эту часть их реальности обязательно стоит иметь в виду, рассуждая о полезности муниципальной реформы. Оная должна соединить эту полезность с грамотным администрированием и появлением у петербургских МСУ нормальной финансовой базы. Ведь только в таком случае польза этих органов станет заметной для города и горожан.

Антон Ильин