Posted 9 июля 2014,, 14:20

Published 9 июля 2014,, 14:20

Modified 31 марта, 12:41

Updated 31 марта, 12:41

Как обходят «антитабачный» закон

9 июля 2014, 14:20
Принятие закона о запрете курения в общественных местах практически не изменило образ жизни петербуржцев. Горожане «смолят» где и когда угодно, а кальянные позволяют им закурить «под расписку».

Вот уже больше месяца ужесточены нормы "антитабачного" законодательства. Но петербургским курильщикам по-прежнему дышится довольно легко - закон выглядит не таким уж страшным, как его нарисовали.

Людей, глотающих табачный дым и при этом не спешащих побыстрее расправиться с сигаретой в три глубокие затяжки, легко можно встретить у входов в вестибюли подземки. Про запрещенное расстояние в 15 метров, если и вспоминают, то немногие. Штрафы никто особо не выписывает.

В качестве эксперимента корреспондент «Росбалта» покурил рядом с несколькими станциями петербургского метро. Единственным вестибюлем, у которого произошел хоть какой-то инцидент, оказался «Парк Победы». Да и то из-за непогоды. Шел сильный дождь. Под козырек станции набилось много народа. Естественно, что в их число попали курильщики. Последние, чтобы не скучать, достали сигареты. Тут-то и подошли полицейские. Но никаких штрафов выписывать не стали. Проинформировали всех дымящих о новых правилах. Указали на 15-метровую границу между "нельзя" и "можно". Правда, бежать в ливень с сигаретой в сторону "обетованной" территории никто не захотел. Все просто побросали окурки в ближайшую мусорку.

Стоит отметить, что в настоящее время центральные станции метрополитена фактически взяты в осаду разного рода палатками, из которых зазывалы приглашают гостей города то прокатиться на автобусе в Павловск или Петергоф, то пройтись на трамвайчиках по рекам и каналам Северной Венеции. Как правило, все эти точки расположены в радиусе 15 метров от входа в подземку. Этот факт не мешает их хозяевам спокойно пускать колечки дыма. Все-таки горло целый день драть трудно, а пропустить никотиновый ручеек хочется. Стражи порядка не мешают бедолагам в получении маленьких удовольствий.

Ситуация у железнодорожных вокзалов практически такая же, как у метро. Исключение составляет разве что главный вход на Московский вокзал. Покурить проблематично и под башней с часами, и на платформах поездов дальнего следования. Если вы начнете дымить, к вам подойдут полицейские, проведут ликбез по новым правилам и попросят выкинуть сигарету. На вопрос о наказании отвечают, мол, будут и наказания, но позже. Действительно, многие еще не знают о вступивших в силу новых правилах. В каком-то смысле эпоха антитабачного просвещения продолжается. Между тем из вокзальных репродукторов нет-нет, да и зазвучит очередное объявление-напоминание о вступивших в силу нормах.

А вот на периферийных платформах ОЖД ситуация совершенно иная. Во всяком случае, в ожидании электричек спокойно курят люди и на «Ленинском проспекте», и в «Купчино». Несколько странно выглядит ситуация на вокзале в Царском селе. Сообщения о вступивших в силу антитабачных правилах здесь тоже транслируются, но напрочь игнорируются. Интересно, что платформа №3, от которой отходят электропоезда на Петербург, сейчас ремонтируется. И курильщики стряхивают пепел прямо на деревянный настил. «Хабарики» щелчком отправляются в сторону полосы отвода. Никого это не волнует.

По-настоящему тяжело курильщикам в разного рода кафе, ресторанах, барах, суши-шопах и столовых. Формат заведения значения не имеет. Если общепит находится в здании, дымить нельзя. Специально оборудованные залы для курения исчезли.

Между первым и вторым, а также между первой и второй перекура уже не организовать. На просьбу подать пепельницу официанты отвечают отказом, на попытку закурить указывают на дверь. Дескать, если хочешь подымить, то выходи на улицу.

На улице, как правило, организованы так называемые места для курения. Судя по всему, какого-то единого стандарта, регламентирующего то, как должен выглядеть «загончик» для дымящих, еще не существует. Как правило, всяк изгаляется на свой лад. Где-то просто на подоконнике выставлена парочка пепельниц, где-то установлены прикованные цепями к стене урны, а рядом - стул, где-то вообще ничего нет. То, что это именно «место для курения», в подавляющем числе случаев никак не обозначено.

Проще всего вышли из положения в молодежном кафе на пересечении набережной канала Грибоедова и Гороховой, которое расположено на первом этаже. Там просто открыли окна. При желании курильщик может повернуться на подоконнике и начать пускать колечки не в зал, а на улицу.

Подобное положение дел вызывает неудобство у прохожих. Особенно это ощутимо в ресторанных частях Невского проспекта - узкие тротуары, которые местами перекрывают остановки общественного транспорта, рекламные конструкции, временные террасы летних кафе. Кроме этого, под ногами мельтешат распространители флаерсов и календариков. Комфорта мало. А тут еще у входа в заведения общепита стоят и «паровозят» молодые и не очень люди, которых теперь «не принимают» в ресторанах. Пройдя через дымовую завесу, адепты чистоты легких нет-нет да и возмутятся: "Законов на вас нет". Хотя благодаря этому самому закону курильщики в итоге и оказались на улице.

Летние кафе и террасы – это вообще отдельный разговор. Здесь как провезет. Могут и пепельницу принести, могут просто «закрыть глаза» на твою дымящуюся сигарету. В целом все сводится к тому, чтобы из-за тебя, курильщика, не страдали сидящие за соседними столиками.

В ночных клубах ситуация для людей с вредной привычкой обстоит лучше. Все-таки содержание такого заведения требует больших капиталовложений. Хозяевам выгоднее изначально организовать площадку для табачников. Так, в недавно открытом клубе на Лиговском проспекте создана специальная открытая веранда на балконе. Выйти на нее можно прямо из концертного зала даже во время выступления артистов. При этом взору курильщика открывается вид на двор-колодец.

В другом клубе-старожиле, который также расположен на Лиговском проспекте, с проблемой курильщиков справились давно. Для них организовано специальное место во дворе. Летом, конечно, ничего. Но зимой, на петербургском ветродуе, конечно, сложновато — не то что курить, закуривать.

Странной выглядит ситуация с так называемыми кафе-кальянными. Восточные курительные приборы выставляются прямо на уличных столиках. Владельцы заведений не чураются на пригласительных досках писать открытым текстом, что у них можно курить. Зайдя в одно из подобных кафе на улице Восстания, я поинтересовался: "Как же так, неужели у нас кальяны ровнее всех других?" Оказалось, что нет. Санкции антитабачного закона коснулись и этих заведений. Однако посетители, прежде чем им будет предоставлен кальян, должны написать расписку о том, что весь риск, связанный с нарушением закона, они берут на себя. На барной стойке лежит порядочный томик из подобных расписок.

Не совсем рады новым нормам закона владельцы магазинов. На прилавках больше нельзя демонстрировать табачную продукцию. Шкафы с сигаретами занавешиваются шторками. Впрочем, список имеющегося товара может быть размещен рядом. Как признается один из продавцов магазина на Коломенской улице, резона в этих санкциях нет. Шторки и занавески лишь усложняют процесс торговли, но не более. Просто теперь их приходиться по нескольку раз открывать и закрывать, искать пачку нужного наименования. Вот и время обслуживания клиентов увеличивается.

В магазинах признаются, что больше их беспокоят контрольные закупки как табака, так и алкогольных изделий.

"Подходит, такая соплячка и говорит: "Мне пива". А я ей: "Паспорт покажи". К тому же я же вижу по камере, что у меня перед магазином полицейская машина стоит. А она мне язык покажет и говорит: "Контрольная закупка".

Между тем за дело наведения порядка уже взялись активные поборники здорового образа жизни. Молодые люди провели в Москве ряд рейдов, по выявлению фактов нарушения законодательства. Найдя «жертву», активисты окружают ее и требуют на камеру избавиться от сигареты. Если откажется, окурок потушат с помощью очистителя воздуха. По всей видимости, в скором времени подобные народные инициативы начнут реализовываться и в Петербурге.