Posted 17 июля 2014,, 18:40

Published 17 июля 2014,, 18:40

Modified 31 марта, 12:33

Updated 31 марта, 12:33

Дом, который пошел по швам

17 июля 2014, 18:40
Дом №7-9 по улице Жуковского пошел трещинами. Жильцы винят во всем соседнюю стройку — рядом возводятся три корпуса Мариинской больницы. "До контрольных органов нам просто не достучаться", — заявляют они.

Жильцы дома №7-9 жалуются на резко ухудшившееся состояние здания. "Дом «поплыл», пошел трещинами, мы живем как на вулкане", - уверяют люди. При этом случившееся они связывают со строительством трех корпусов Мариинской больницы. Однако доказать причинно-следственную связь между начавшимися разрушениями и проводимыми работами пока не могут.

Жуковского №7-9 - доходный дом В. П. Брискорна, который был построен по проекту архитектора Ивана Вереницына в 1898-1900 гг. Считается, что в 1918 году здесь, в квартире Бриков, жил поэт Владимир Маяковский.

В феврале 2014 года у нынешних обитателей дома началась совсем другая жизнь. Именно тогда на территории Мариинской больницы стартовали работы по «реконструкции» зданий, которые вылились в демонтаж трех корпусов с литерами Л, Н и О по Лиговскому проспекту, 56. Предполагается, что в новых постройках разместится многофункциональный медицинский центр. Здания будут связаны между собой переходами. Снос начался в официальный выходной предпраздничный день, 22 февраля. Заказчиком работ выступает СПб ГБУЗ "Городская Мариинская больница", а застройщиком - ООО «БалтИнвестСтрой» (на момент публикации телефоны застройщика «БалтИнвестСтроя», указанные в паспорте объекта, не отвечали).

Утром возмущенные происходящим жильцы зашли в зону строительства, встали живым щитом перед экскаватором и вызвали полицию. Они апеллировали к городскому закону, согласно которому нельзя нарушать тишину и покой граждан в многоквартирных домах в выходные и нерабочие общегосударственные праздничные дни с 7:00 до 12:00. Выход на стройплощадку завершился тем, что представителей инициативной группы доставили в 78 отделение. Впрочем, в полиции они не задержались. После того как были взяты объяснения, жителей отпустили с богом. По словам тех, кто побывал в отделении, полицейские даже посочувствовали им, попросили держаться, но на этом все и закончилось.

Начались переписки с надзорными органами. Жильцы отправили обращения в Службу государственного строительного надзора и экспертизы Петербурга, застройщику, в прокуратуру и даже в УФМС. Дело в том, что на площадке были замечены рабочие, разговаривавшие по-русски с явным акцентом. Впоследствии миграционная проверка выявила, что на стройке шестеро из 25 человек работают без необходимых разрешительных документов.

Но все-таки во главу угла жильцы ставят именно вопрос состояния примыкающих к стройке домов. В своем письме они донесли до сведения руководства Госстройнадзора, что смежные жилые здания были построены еще в начале XX века и ни разу капитально не ремонтировались.

«Мы сразу почувствовали, что у нас начнутся проблемы. Все так и произошло», - рассказал один из жильцов.

Интересный факт: в течение нескольких месяцев, представители инициативной группы, как они объясняют, пытались по телефону общаться с инспектором Госстройнадзора по Центральному району, курирующим стройку у Мариинской, Алексеем Иватье. Сперва он хотя бы отвечал на звонки, пусть и уклончиво: «Да, мы выйдем, мы разберемся». Но после 20-х чисел июня тон представителя стройнадзора резко сменился. Почему-то он стал советовать жильцам обращаться в пресс-службу. Обитатели связывают это с тем, что именно в середине июня их дом «стало по-настоящему трясти.

«Появились щели, посыпалась штукатурка, у кого-то не стали открываться двери, у кого-то заклинило окна. Мы вызывали МЧС. Каждый час в квартирах что-то падало. Началась суета», - говорят жители. О происходящем написали СМИ, после чего строительные работы были приостановлены. Однако, как выяснилось позднее, это была «фраза от лукавого». Представители застройщика говорили лишь о приостановке «определенного вида работ».

Отметим, что 10 мая от начальника 78 ОП Кубанцева был получен ответ и по поводу нарушения закона о тишине. В письме указывалось, что «сотрудник полиции не вправе составлять протоколы об административном нарушении по данному закону».

«В этот же день они (строители - "Росбалт") поставили перед окном экскаватор. Он всю ночь на холостом ходу стоял, тарахтел и вонял, закрыть окно невозможно — жаркие дни. Может, они забыли двигатель заглушить, но мы восприняли это как издевку. Вот, вы тут жалуетесь, а мы вам устроим», - рассказывают жильцы.

Сегодня дом на Жуковского, 7-9 продолжает идти по швам.

«Я каждое утро хожу по квартире с линейкой. Смотрю за динамикой процесса. Замеряю трещины. Они идут повсюду. Шутки-шутками, но свой мониторинг я блюду», - рассказал один из жильцов дома Дмитрий. Он ежедневно замеряет размер трещин на половом покрытии.

Несколькими этажами ниже расположена коммунальная квартира. В ней трещины гораздо шире. В туалете, условно говоря «на 38 комнат всего одна уборная», трещина в здоровый мужицкий кулак — можно просунуть.

«Трещина, конечно, была уже тысячу лет, но она начала расползаться после долбежки. А в комнате мне пришлось передвигать кровать, штукатурка с потолка посыпалась. Было такое ощущение, что все пошло наискось», - рассказывает жилец коммуналки Константин.

Страдают от стройки и обитатели офисных и торговых помещений, расположенных на первом этаже дома. Впрочем, они весьма лаконичны. «Да скорее бы все это закончилось», - возмутилась одна из продавщиц, вышедших покурить.

Впрочем, стоит отметить, что жильцы копнули глубже. Они не только ограничились тем, что показали журналистам трещины. Им удалось добыть документацию об официальном обследовании здания, которое было проведено в 2011 году. Впрочем, «обследованием» они его называют в кавычках. Складывается впечатление, что оно было выполнено «на коленке» и «для галочки». Например, иллюстративный материал. Фотография заднего фасада дома №7 — 9 по улице Жуковского, представленная в документации, — это вовсе не тот самый фасад, который сейчас идет трещинами. Тем не менее и в этой подборке страниц можно найти много чего интересного. В целом уровень обследования довольно низкий. Представленную в документации информации можно почерпнуть и из технического паспорта дома — дата строительства здания, высота потолков, толщина перекрытий, состояние крыши и прочее.

Тем не менее даже в этом поверхностном обследовании указывается, что рядом с задним фасадом здания отсутствует асфальтобетонная отмостка. То есть любой проезд тяжелой строительной техники рядом с домом, а тем более строительная "долбежка", приведут к тому, что фундамент жилого дома начнет «вымываться». Указывается и на существование трещин, правда в 0,1 — 0,5 мм. Состояние фундамента оценивается как «ограниченно работоспособное». То есть, условно говоря, заявляется о том, что проблемы есть и их надо решать. Но делать это стоит перед началом строительства.

Есть вопросы и к компании «Авангард-Строитель». Именно она должна проводить мониторинг состояния здания. Жильцы же уверяют, что он не проводится. Хотя есть жесткое требование — на период строительства проводить мониторинг технического состояния здания по определенному ГОСТУ — ГОСТ Р53778 — 2010. Это значит, что человек должен не просто прийти на объект со «школьной линейкой», а с сертифицированным оборудованием и провести жестко регламентированные процедуры. Подобных экспертов на Жуковского не видели. При этом стоит отметить, что в смете строительтсва на проведение мониторинга также заложена определенная сумма.

Однако руководитель организации "Авангард-Строитель" Анатолий Устенко заявил, что мониторинг за зданием на Жуковского ведется, а все нарушения фиксируются. В случае необходимости стройка приостанавливается. Так уже было два раза.

«Мониторинг ведется с самого начала. Есть договор, отчеты. Мало ли, что вам сказала какая-то бабушка. Есть факт. Мониторинг ведется. Так ей и передайте. У нас не частная лавочка, контроль осуществляется комитетом по строительству. Это серьезно. Я против неправды, против желтой прессы. Когда что-то нарушается, мы говорим: "Стоп-машина. Не делайте, остановитесь, ищите другие методы". Так уже было два раза. Я знаю, что жильцы жалуются, наверное, не напрасно. Если будут нарушения, то мы все еще раз остановим», - заявил Устенко.

Между тем порой ситуация доходила до абсурда. Неделю назад проблемный дом посетила комиссия, состоящая из представителей местного Жилкомсервиса, Госстройнадзора, комитета по строительству и застройщика. На площадке «в нужное время» оказался телевизионный корреспондент, который попытался допытаться от группы в пиджаках, кто собственно они такие и что проверяют. «Все они начали прикрываться папочками», - рассказал очевидец.

«Процесс деформации несущих конструкций прошел достаточно глобально, но он еще не остановился. Есть вероятность того, что продолжится. Дом будет признан аварийным. У нас проблемы с коммуникациями, стенами, перекрытиями, крышей. Но добиваться ремонта, компенсаций мы не сможем, пока у нас не будет задокументированной причинно-следственной связи со стройкой. А ведь наши проблемы именно с ней и связаны. Началась стройка — начались проблемы. Кроме этого, если мы будем просто сидеть, то в лучшую сторону точно ничего не изменится. Под лежачий камень вода не течет. Над застройщиком нет контроля, а он необходим», - рассуждает Дмитрий.