Posted 17 июля 2014,, 19:16

Published 17 июля 2014,, 19:16

Modified 31 марта, 12:33

Updated 31 марта, 12:33

Сдались не все

17 июля 2014, 19:16
В избирательных бюллетенях 14 сентября петербуржцы увидят только пять фамилий. Четыре из них подавляющему большинству будут совершенно незнакомы. Таких конкурентов действительно можно не бояться.

Претенденты на кресло губернатора Петербурга тянули с самым волнительным до последнего. Только сегодня они по очереди потянулись в Горизбирком, неся с собой заветные подписи муниципальных депутатов и другие документы для регистрации в качестве полноценных кандидатов. В этот день решалась судьба если не окончательных итогов выборов, то по крайней мере второго тура.

Ранее партии выдвинули на выборы семь претендентов. Мучительный месяц прошел за сбором подписей для прохождения муниципального фильтра. Минимум – 156, максимум – 163, при этом должно быть охвачено три четверти советов города. Эти цифры журналисты дублировали в новостях раз за разом, но число собранных подписей оставалось неясным. В какой-то момент пресс-секретарь местного отделения «Единой России» Орлана Запольская заявила, что в поддержку врио губернатора Георгия Полтавченко собрана уже тысяча подписей. То есть муниципальный фильтр фактически заблокирован. Правда, потом в партии от этой информации открещивались.

Главный конкурент Полтавченко, лидер петербургских «эсеров» Оксана Дмитриева сразу после своего выдвижения заявляла, что вот-вот соберет необходимое количество подписей. Потом она стала говорить о беспрецедентном давлении на муниципалов со стороны местных администраций и Смольного. О том, что многие хотели за нее подписаться, но внезапно передумали из-за риска испортить карьеру или потерять бизнес. Или даже просто опасались за своих родных. На прошлой неделе Дмитриева созвала пресс-конференцию, чтобы призвать коммунистов и «яблочников» помочь ей преодолеть фильтр. Стало ясно: подписей не хватает, несмотря на поддержку «Гражданской платформы».

Коммунисты были твердо настроены двигать собственного кандидата, а вот «Яблоко», признав невозможность собрать подписи самостоятельно, решило отдать их Дмитриевой. Правда, у партии фактически только три муниципальных депутата, эти подписи они могли обещать железно. А вот своим сторонникам (говорят, их набралось около 30), только рекомендовали подписаться за Дмитриеву. Та же до последнего хранила интригу. То есть молчала, как партизан на допросе, когда журналисты пытались вытянуть из нее хоть какое-то конкретное число. Тайна открылась только в последний день сдачи документов. Именно его абсолютно все выдвиженцы выбрали для посещения Горизбиркома.

Сама процедура сдачи документов оказалась довольно краткой. Первой ее прошел Андрей Петров, выдвинутый партией «Родина». У кандидата забрали толстую папку с аккуратно подшитыми подписными листами. Сотрудник рабочей группы начала ритмично ставить штамп на каждой бумажке. Десять, двадцать, сто…

"Сто шестьдесят три!" – провозгласила она. Это означало, что у кандидата 163 подписи от муниципальных депутатов. То есть даже с запасом, максимально возможное по закону количество. Рядом сидел сотрудник избирательной комиссии с огромным калькулятором. Видимо, чтобы все были уверены в точности подсчетов.

Кроме того, выдвиженцы должны были предоставить подтверждение того, что они не имеют счетов в зарубежных банках, первый финансовый отчет, фотографии, а также сведения о трех предлагаемых ими кандидатах в сенаторы. После этого счастливцу говорили, сколько времени займет проверка документов, вручали несколько регламентирующих процесс бумаг и желали успешной кампании. На все про все не больше 10 минут.

Андрей Петров очень обрадовался, что принес документы первым. «Это всегда приятно для мужчины, особенно представляющего патриотическую партию с оборонным уклоном», - сообщил он. Естественно, голоса муниципалов Петров собрал благодаря планомерной работе, «которая длилась больше года». В основном программой Петрова впечатлились депутаты-единороссы. Впрочем, это нормально, учитывая что представителей партии власти в муниципалитетах подавляющее большинство.

Другие кандидаты также подошли ответственно к сбору подписей. Коммунистка Ирина Иванова принесла свои 163 подписных листа уже после обеда. «Двадцать дней беспрерывной работы. Вчера мы получили последние подписи. Кстати, сегодня в горком привезли еще, они сейчас там находятся. Но вы же понимаете, что вчерашнее число было последним для сбора», - отметила она. По словам Ивановой, единороссы тоже подписались за нее, но в этом заслуга «личных связей на поприще малого бизнеса».

Член правления организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Тахир Бикбаев, выдвинутый партией «Зеленых», предоставил аналогичное число подписей. «Не надо недооценивать наши возможности, у нас хорошая команда, она небольшая, но быстро работает», - отметил он в ответ на искреннее удивление журналистов тому, что малоизвестный кандидат смог заручиться мощной поддержкой на местах. Многие представители прессы вообще видели Бикбаева впервые, так как ранее он не участвовал в политической жизни города, а во время сбора подписей отказывался об комментариев. Правда, за последнее он извинился. Однако зеленая папка со 163 подписями все же внушала сомнения.

Депутат ЗакСа Константин Сухенко из ЛДПР был уже традиционен – 163 подписи. И это учитывая почти полное отсутствие у партии Жириновского муниципальных депутатов. «Было трудно, но мы все-таки вышли на это максимальное магическое количество. Я хочу сказать спасибо, не называя имен, всем своим друзьям в муниципалитетах и работникам администраций, которые меня знают и помогали мне. Я лично объездил все районы города и те подписи, которые мы собрали, - это честные подписи. Все переговоры я вел на непартийной основе», - сообщил он. Сухенко добавил, что даже собрал подписей с лихвой - всего 171.

Когда в Горизбирком приехала Оксана Дмитриева, члены рабочей группы почему-то не спешили спускаться в Помпейский коридор Мариинского дворца, где происходила передача документов. Ей пришлось постоять в неловком молчании несколько минут, отшучиваясь про стиль работы петербургских избиркомов. Папку с подписями Дмитриева принесла.

"Подшито 111 листов", - сообщил сотрудник Горизбиркома. Дмитриева, грустно улыбаясь, согласно кивнула. Было видно, что она расстроена. И все же процедура сдачи документов была пройдена до конца, хотя всем в зале стало понятно: муниципальный фильтр депутат ГД не преодолела. Многие до последнего думали, что ей не хватит буквально нескольких подписных листов. Но вышло, что недостача составляла как минимум 45 подписей.

Комментарий политика был кратким. Она заявила, что не принесла еще четыре подписи опасающихся муниципалов по их просьбе. «Основная стратегия избирательной кампании Полтавченко направлена на недопущение основного конкурента до регистрации за счет блокирования муниципального фильтра. Петербург лишают выбора, а власть, которая избрана таким способом, не легитимна», - сообщила Дмитриева. Напоследок напомнила, что нынешними выборами уже занимается прокуратура и удалилась, не став отвечать на вопросы.

А вот врио губернатора Георгий Полтавченко на вопросы отвечал долго. Он тоже предоставил в Горизбирком 163 подписи, причем приехал в комиссию за несколько минут до закрытия, дав повод для шуток про застрявший лифт или другие эксцессы. Информацию о собранной тысяче подписей Полтавченко назвал «плодом чьего-то воображения». Явно в адрес Дмитриевой было направлено несколько уколов о «политиках, раздувающих скандалы». Прокомментировал чиновник и разговоры о том, что он боится конкуренции, причем со стороны женщины. «Господь меня пасет, бояться мне некого», - отметил он, мечтательно возводя глаза к потолку.

А вот сопровождавшего Полтавченко спикера ЗакСа и главу петербургского отделения «Единой России» Вячеслава Макарова интерес журналистов вывел из себя. Однако он так и не смог конкретно ответить на вопрос о том, информировали ли единороссы руководство партии, если подписывались за других кандидатов. «Я не занимаюсь силовым армреслингом с депутатами муниципальных советов», - повторял он, распаляясь. Под конец Макаров заявил, что на выборах идет «не борьба за власть, а за Россию и наш город».

«А с кем идет эта борьба?» - спросили журналисты. «Вы телевизор-то смотрите? Нет? Тогда вопрос не по адресу», - ответил Макаров, оглядев «безнадежных» представителей печатной прессы.

Однако, с кем бы ни шла борьба, для Оксаны Дмитриевой она на этих губернаторских выборах закончилась. Горизбирком откажет ей в регистрации. Но вот что интересно: популярный политик с трудом смогла собрать только 111 подписей, а остальные принесли даже с запасом. Заметьте, не 157, не 160, а именно 163. При этом все кандидаты отрицали какие-либо контакты со штабом Полтавченко или наличие помощи "со стороны". Но, как бы то ни было, в избирательных бюллетенях 14 сентября петербуржцы увидят только пять фамилий. Четыре из них подавляющему большинству будут совершенно незнакомы. Таких конкурентов действительно можно не бояться. Результаты выборов можете предугадать сами.

Софья Мохова