Posted 18 июля 2014,, 13:08

Published 18 июля 2014,, 13:08

Modified 31 марта, 12:32

Updated 31 марта, 12:32

Петербург изобретает велосипед

18 июля 2014, 13:08
Чиновники считают недостаточно статусным быть велосипедистами в их положении. Поэтому нечего удивляться отсутствию велоинфраструктуры в Петербурге и новым сообщениям о гибели людей в неравной схватке машин и двухколесных коней.

Затащив велосипед по пандусу, надо как-то пробраться через толпу людей, то и дело кидающих недовольные взгляды и фразы. Ехать с правой стороны проезжей части, как это предписывают правила, долго не получается: автобус сзади нервно сигналит. Приходится забираться обратно на тротуар, где неизбежно врезаешься в толпу туристов... Примерно такие испытания выпадают на долю владельца железного коня, рискнувшего проехать по Невскому проспекту. Большинство чиновников считает, что на главную улицу города велосипедисты вообще не должны соваться. Условия для этого созданы подходящие: проехать там хоть несколько метров ничуть не легче, чем добиться выделения велодорожек в центре.

В очередной раз обратить внимание на городские проблемы и попутно протестировать недавно появившуюся сеть велопроката решили активисты движений "Красивый Петербург", "СПб.Авто" и "Велосипедизация". С ними в путь отправился и корреспондент «Росбалта».

Встретиться договорились у 13-го из 29 пунктов велопроката, расположенного у Московского вокзала. Воспользоваться предлагаемым там транспортом смогли только двое из пяти участников акции. Больше велосипедов не оказалась. Их нехватка наблюдается на всех пунктах проката.

«На ближайшей к моему рабочему месту точке зачастую отсутствуют велосипеды, приходится брать на соседней. Но сегодня мне повезло: только я подошел к месту проката, как подъехала машина и поставила под замок три новеньких велосипеда", — рассказывает руководитель движения "СПб.Авто" Святослав Данилов. Он предусмотрительно приехал к месту встречи уже на двухколесном транспорте. "Великов не хватает, потому что много людей ими пользуется. Постоянно встречаю таких», - замечает он.

«А я не встречаю. Только пустые парковки вижу», — усмехается Валентина Соловьева из "Красивого Петербурга".

Руководитель движения "Красивый Петербург" Красимир Врански с нехитрой системой аренды велосипеда разобрался быстро: заранее зарегистрировавшись и пополнив счет, он буквально за две минуты стал обладателем тяжелого и довольно устойчивого агрегата. Красимиру повезло: ему достался велосипед со звоночком и тремя скоростями. Такие «навороты» есть далеко не на каждом сдаваемом в аренду двухколесном. Да и не всегда удается извлечь велосипед из устройства стоянки — часто это получается сделать только с пятой-шестой попытки или не получается вовсе.

Святослав Данилов как опытный автомобилист, знающий, насколько порой велосипедисты на дороге бывают незаметны, надел ярко-зеленую жилетку. И за это был назначен вожатым колонны.

«Велосипедисты, разойдитесь!» - командует бабушка, встретившая защитников здорового образа жизни при въезде на пешеходный Песковский переулок. Поэтому здесь приходится спешиться. Хотя водителей всего пять, они привлекают внимание петербуржцев — не привык наш народ пока к столь массовым велосипедным передвижениям.

Проезжая по практически свободным от машин улицам Советским, Греческому проспекту, активисты специальными знаками предупреждают о поворотах, объездах и остановке. В игнорировании этого простого правила Святослав Данилов видит одну из причин ДТП: «Мало кто знает, что, например, при повороте направо надо поднимать левую руку. Велосипедисты просто едут. А автомобилисты не всегда могут просчитать маневр».

Однако соблюдать правила дорожного движения получается не всегда: те, кто не водят машину, часто не обращают внимания на установленные дорожные знаки. Поэтому инициативы о введении своеобразных водительских прав для владельцев двухколесных коней кажутся не такими уж и бредовыми.

Автомобилисты тоже не способствуют благоприятной обстановке для кручения педалей. Неправильная парковка на полдороги, резкое открывание дверей, «зажимание» велосипедистов у бордюров — все это бьет по и без того немногочисленным приверженцам здорового образа жизни.

Не добавляет желания пересесть с машин на велик и состояние дорог — то там, то здесь встречаются колдобины, ямы, неровно лежащие крышки люков и даже внезапно появляющиеся и прерывающиеся трамвайные рельсы. Иногда путь велосипедистов прегрождают упавшие дорожные знаки, которые активистам нередко приходится устранять самостоятельно.

Все это — несоблюдение правил, препятствия и наглость автомобилистов — приводит к трагичным последствиям: в прошлом году в Петербурге погибли пять велосипедистов, в области — 14, а в стране — 444. В Нидерландах, к примеру, ежегодно лишаются жизни около 200 велолюбителей, но это при том, что железный друг там есть более чем у 90% населения, а дорожки для них уже сильно переполнены. Конечно, до голландской велоинфраструктуры со специальными знаками, переходами и правилом о том, что в любой аварии виноват автомобилист, нам еще очень далеко.

...Возвращаться к площади Восстания велоинспекторам пришлось по оживленным улицам. Это, конечно, не Невский, но поволноваться пришлось: поток машин буквально выталкивает хрупких велосипедистов, зажимает и перетирает между своими стальными боками. Избежать опасностей помогли бы велодорожки. И хотя врио губернатора Георгий Полтавченко пообещал как-то создать 250 км таких путей, эксперты уже прогнозируют, что, скорее всего, их протяженность окажется в два-три раза меньше. Основная причина — высокая стоимость: по оценке НИИ автотранспорта, проект, предусматривающий создание дорожек на окраинах и непопулярных маршрутах центра, будет стоить 2,75 млрд рублей.

Другая идея, принадлежащая открытой лаборатории «Город», может быть реализована с минимальными затратами. Активисты предлагают отдать правые полосы велосипедистам и общественному транспорту и запретить парковку на основных магистралях. В этой концепции маршруты будут пролегать как в Пушкине, так и через Московский вокзал.

Пока не выбрана ни одна из моделей. Но даже дорогой план быстро окупится, утверждают сиднейские ученые, проживающие в схожем с Петербургом по количеству жителей городе. Они подсчитали, что дополнительные 200 км дорожек принесут бюджету $500 млн, снизят количество поездок на автомобиле на 4,3 млн, в то время как путешествия на велосипеде участятся на 66%. Еще $147 млн удастся сэкономить на здравоохранении. Неплохие цифры для нашего дефицитного бюджета.

Но планы по развитию велодвижения в Петербурге всегда реализуются долго. Одна из причин — отсутствие в правительстве человека, ориентированного на эту тему. Депутат ЗакСа Ольга Галкина уже второй год говорит о необходимости введения должности советника по развитию велодвижения. Особенно возмущает тот факт, что в июне появился советник по автомотоспорту, а предложение Галкиной так и осталось без поддержки.

Да и не только из-за отсутствия инфраструктуры в Петербурге тормозится развитие велодвижения. Активист сообщества «Велосипедизация» Павел Хусу указывает на еще одну, куда более глубокую проблему, сидящую в головах: «Сейчас люди гонятся за признаками достатка: автомобилями, брендовыми вещами и так далее. А велосипед у многих воспринимается как символ бедности: «У тебя нет денег для того, чтобы купить машину, поэтому ты ездишь на велосипеде». К примеру, наш губернатор как-то сказал: «Что обо мне подумают люди, когда я сяду на велосипед?». То есть у него даже не возникает мысли, что люди могут подумать хорошее: что он прогрессивный человек, что он выступает за чистоту окружающей среды и развитие альтернативных видов транспорта. Он думает, что велосипед это нестатусно».

И пока в Петербурге нестатусно проехать на велосипеде, мэр Лондона Борис Джонсон набирает очки, добираясь на работу таким дешевым, "несолидным" способом, показывая свою человечность и близость к народу. Возможно, отчасти поэтому Великобритания занимает второе место в мире по количеству продаваемых велосипедов.

Кажется, нестатусным в городском правительстве считается не только быть велосипедистом, но и создавать условия для тех, кто сейчас гибнет под колесами статусных автомобилей.

Анна Тараненко