Posted 24 июля 2014,, 17:20

Published 24 июля 2014,, 17:20

Modified 31 марта, 12:26

Updated 31 марта, 12:26

Восхождение из «Невы»

24 июля 2014, 17:20
Около 300 человек собрались в четверг у временного офиса страховой компании, которая должна выплатить миллионы рублей в качестве компенсаций клиентам турфирмы "Нева". Но хватит ли на всех денег, пока никто сказать не может.

В Петербурге в одном из корпусов Балтийской академии туризма и предпринимательства в четверг открылся временный офис страховой компании «Восхождение». Руководству фирмы, честно говоря, не позавидуешь - уж слишком явные ассоциации с восхождением на Голгофу вызывает происходящее. Страховщики должны выплатить миллионы рублей в виде компенсаций обманутым клиентам «Невы» - одной из крупнейших турфирм России, которая в разгар сезона сообщила о приостановке своей деятельности. Но, как говорится, «Христос терпел и нам велел». Пока терпят все.

К полудню петербургский филиал «Восхождения» осаждали уже около 300 человек. Некоторым занять очередь пришлось еще в 6:00, так как они понимали, какой будет ажиотаж в первый день приема документов. Чуть позже у «горячей точки» появились «аниматоры» - молодые люди рядом со зданием академии установили рекламные щиты и стали раздавать листовки с информацией о «юридической помощи» и «помощи потребителям». Впрочем, на их потуги мало кто обращал внимание.

Запускать в здание стали ровно в 12.00. В начале по пять человек, а потом и вовсе по-одному. Из разговоров-междусобойчиков «очередников» было понятно лишь то, что никому ничего не понятно. Правда, особым гонором выделялись клиенты, купившие путевки именно в главном офисе «Невы» на 1-ой Советской улице. Они несколько брезгливо относились к тем, кто решил воспользоваться услугами агентов. Хотя в итоге все оказались в одном незавидном положении.

Как рассказали клиенты «Невы», сестры-близнецы Ольга и Елена, чтобы получить компенсацию, необходимо сдать 12 документов. В их число входит копия договора с «Невой», приложение к договору, дополнительные соглашения, копии чеков, копии паспортов - как РФ, так и заграничного, и т. д. «Вот, например, справка о том, что «Нева» не может выполнить свои обязательства. Они, что сами не знают об этом? Почему, думаете, очередь так быстро идет? Да потому что все поехали в офис «Невы» за этой самой справкой», - рассказали сестры. Им одним из первых удалось сдать свой пакет документов на получение компенсации.

Как сообщил проректор Балтийской академии туризма и предпринимательства Олег Евреинов, петербургский офис страховой компании "Восхождение" проработает две недели. Впрочем, не исключено, что помещения вуза будут использоваться страховой компанией вплоть до сентября. Существует и вариант, что с началом учебного года, если это потребуется, офис переедет в другое здание на Петрозаводской улице.

Несостоявшиеся туристы недовольны такой неопределенностью — говорят, мол, отработает офис три недели под камеры для галочки и уедет. А людям придется ехать в Москву. Некоторые и вовсе уверены, что лояльность и отзывчивость сотрудников СК продлится лишь до выборов губернатора Петербурга. "До 14 сентября людей будут кормить байками и сказками. А вот когда пройдут выборы, то нам заявят, что на всех по три рубля, а каждому по три копейки", — считает один из туристов Сергей.

Среди клиентов «Невы», оказавшихся в очереди в «Восхождение», были как те, чей отпуск должен был уже начаться, так и купившие путевки на август, сентябрь, октябрь... "Глубина продаж была вплоть до декабря", — заметил Евреинов.

При этом документы принимаются у всех. А вот выплаты будут проводиться только тогда, когда наступит страховой случай.

Многие туристы трезво оценивают свое положение и шансы восстановить справедливость. Клиентка «Невы» Мария должна была улететь на отдых в Турцию еще 18 июля. Ей удалось сдать все нужные документы спустя 2,5 часа ожидания в очереди. Впрочем, так она решила просто перестраховаться, поскольку уже успела отправить документы в московский офис «Восхождения». И нанять адвоката.

Мария надеется, что размер компенсации в лучшем случае и «при всех благоприятных раскладах» составит лишь половину от стоимости путевки. Дело в том, что в среде клиентов «Невы» бытует мнение о крайне небольшой сумме на компенсации. Якобы есть лишь 100 млн рублей, которые «Восхождение» готово выделить на эти цели, а не заявленные 450 млн.

Действительно, вопрос о том, хватит ли у страховщика денег на выплату компенсаций, сейчас, пожалуй, самый насущный. Но ответ на него не могут дать даже специалисты.

Так, президент союза страховщиков Петербурга и Северо-Запада Ирина Лукашевич сообщила, что лишь Центробанк в курсе всех событий и показателей. Обычно состояние компании, ее устойчивость и платежеспособность анализируются в отчетные даты. В случае "Восхождения" — это 1 июля. Известно, что на 1 июля ситуация в компании изменилась – уставный капитал был увеличен.

"Могу заявить с ответственностью, что у Центробанка эта фирма находится под микроскопом. Оценивать, хватит ли у "Восхождения" денег, могут только там", — заметила Лукашевич.

Стоит учитывать, что обязательства страховщика растянуты во времени. Объем убытка до конца не определен, так как у многих клиентов поездка еще фактически не отменена, а, значит, не наступил страховой случай. Кроме этого, свои счета "Восхождению" не выставила организация "Турпомощь", которая доставляет на родину из-за границы тысячи туристов – клиентов "Невы".

Не все пришедшие в четверг к зданию на Петрозаводской остались довольны происходящим. Так, клиент Сергей, например, вообще не уверен в профессионализме сотрудников страховой компании. "В предоставленном мне квитке не указана должность, которую занимает представить "Восхождения" в Петербурге Максим Мельников. Не указан номер доверенности, кем и когда она выдана Мельникову. Это просто гражданин или действительно штатный работник страховой компании? Это говорит о том, что в руководстве СК находятся абсолютные дилетанты", — рассказал мужчина.

Были и те, кто не сумел подготовить весь пакет из 12 документов. «Мне сказали, что можно завтра донести, или в понедельник. Народу, дескать, меньше будет», - пояснил пенсионер, который не смог улететь в Грецию.

Но труднее всего, хотя бы морально, тем, у кого еще не наступил страховой случай. «У меня был полный комплект документов, все взяли. Но я должна была вылететь только в сентябре. Сказали, что до этого времени в любом случае ничего не решится. При этом информации о будущем никакой», - рассказала Инга.

Всего от того, что турфирма «Нева» 16 июля вдруг прекратила существование, пострадали больше 20 тыс. человек. И если 6 тыс. человек отправились на отдых и столкнулись с трудностями уже на курорте (довольно незначительными), то почти 17 тыс. человек и вовсе остались без отдыха. И вместо золотого песка и ласковых волн у них есть душный город, кипы документов и надежда, что потраченные деньги еще удастся вернуть. Но удастся ли?