Posted 25 июля 2014,, 13:55

Published 25 июля 2014,, 13:55

Modified 31 марта, 12:25

Updated 31 марта, 12:25

Подлог общественного мнения

25 июля 2014, 13:55
Сразу после завершения регистрации кандидатов в губернаторы Петербурга стало известно о давлении на избирателей. Горожане уверяют, что вынуждены были заполнять анкеты, указывая свои контакты и имя политика, за которого будут голосовать.

Горизбирком только успел зарегистрировать кандидатов в губернаторы Петербурга, как стало известно о первых попытках административного давления на избирателей. Горожане уверяют, что на работе вынуждены были заполнять анкеты с указанием не только собственных контактов, но и конкретного политика, за которого намерены проголосовать.

В среду петербурженка Елена разместила в социальной сети пост о том, как проводился предвыборный опрос у нее на работе. Она трудится на крупном предприятии ЗАО «Диаконт», выпускающем продукцию для повышения безопасности в атомной и газовой промышленности.

«Сегодня пришли и раздали анкетки, озаглавленные "Почему я пойду голосовать 14 сентября 2014 года". Я уже выбрала глазами нужный пункт "Потому что я не хочу, чтобы за меня решали другие", как сказали: "Вот образец, заполнить, как здесь. Не заполнять нельзя", - написала девушка.

На представленном «образце» всего один вопрос с пятью вариантами ответа. Но кружочком обведен тот, где сказано «Потому что я готов поддержать кандидата». В имеющейся рядом пустой графе написано «Полтавченко С.Г.». Инициалы врио губернатора перепутаны, но сверху нарисована исправляющая оплошность стрелочка. Дальше в анкете просят указать имя с фамилией, адрес, телефон, электронную почту и даже страницу в социальной сети.

В частной беседе Елена отметила, что анкеты принесла сотрудница отдела. «Из ее комментария было понятно, что они спущены сверху», - пояснила девушка.

Сотрудник другого отдела компании «Диаконт» подтвердил, что случай с анкетами на предприятии имел место. «Их раздавали непосредственные руководители. Образца я не видел. Но спросил: «Имя любого кандидата могу писать?» Сказали : «Нет, только одного - Полтавченко. Говорят, это будет что-то вроде общественного мнения», - отметил работник.

Впрочем, руководство «Диаконта» сообщило, что не имеет отношения к анкетам и не занималось их распространением.

«Мы уже провели служебное расследование. Сотрудница, выложившая эту фотографию, сказала, что ее никто не заставлял заполнять анкету. У нас в группе компаний работают 1300 человек, массово никакого анкетирования не было, круг топ-менеджеров не был в курсе», - сообщила заместитель гендиректора по персоналу Елена Кривопалова.

На вопрос о том, зачем сотрудникам в таком случае потребовалось придумывать и обнародовать эту историю, было высказано предположение о их нелюбви к Георгию Полтавченко. В то же время сами работники предположили, что анкетирование на предприятии вызвано как раз обратными чувствами к этому политику. Первый же материал новостного отдела сайта компании озаглавлен «Губернатор Санкт-Петербурга посетил группу компаний «Диаконт». Отмечается, что в ходе визита Полтавченко назвал «Диаконт» одним из самых современных предприятий города.

Конечно, можно подумать, что оппозиционно настроенные работники выдумали всю историю. Но дело в том, что такую же в точности анкету заполняли в районных бюджетных учреждениях. Сотрудница одного из Центров социальной помощи семье и детям отметила, что анкетирование у них происходило дважды – 17 июня и на прошлой неделе.

«Каждый у себя на месте заполнял, потом сдавал заведующей. Образцов не было, но во второй раз уже была инструкция (на словах), как надо заполнять. Было четкое указание ставить фамилию Полтавченко», - сообщила работница центра. Она добавила, что анкеты можно было взять домой. чтобы заполнили члены семьи. Впрочем, за отказ писать в опроснике о поддержке Полтавченко пока не было никаких санкций.

Аналогичную ситуацию описала и работница районного Комплексного центра социального обслуживания. «Правильный ответ нам указали. Настоятельно попросили не подводить начальство, выражая собственное мнение, - иначе, мол, руководители получат по шапке. Еще и сделали фото со счастливыми лицами в процессе заполнения», - пояснила девушка. Как и остальные собеседники среди работников, она не захотела обнародовать свою фамилию и конкретное место работы.

Однако сразу в нескольких районных комплексных центрах социального обслуживания «Росбалту» подтвердили – анкетирование по поводу губернаторских выборов было. Так, в Выборгском районе секретарь пояснила, что подобные анкеты заполняли примерно три недели назад.

«Да, проходило анкетирование. Был вопрос «Почему я пойду на выборы», - сообщила заведующая отделом в комплексном центре Кировского района Юлия Михайлова.

«Анкеты заполняли. Куда их потом отдавали, я точно не знаю, так как по замене работаю. Отсылали в табличном виде», - отметили в центре Петроградского района.

Специалист отдела кадров комплексного центра Центрального района сообщила, что лично заполняла анкету: «Чистые анкеты брали на работе, там нужно было написать адрес и то, за кого собираемся голосовать».

Впрочем, в центрах заверили, что все заполняли анкеты самостоятельно, без указаний. При этом за подробностями в большинстве случаев советовали обращаться в администрацию района. Однако и там оказались не в курсе. В Петроградском районе предположили, что речь идет о списках избирателей и посоветовали отправить официальный запрос. Пресс-секретари Калининского (того, на территории которого находится «Диаконт») и Кировского районов отметили, что в первый раз слышат о подобных анкетах.

Директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников отмечает, что этот опрос может быть результатом «слишком быстро освоенного бюджета». «Штаб кандидата в губернаторы заказывает компании исследование, а она в итоге решает сделать подделку, липу. Зато потом можно с гордостью показать хорошие результаты. Есть такая шутка: социологический опрос в штабе кандидата показал высокий рейтинг кандидата. Подобная недобросовестная социология призвана доказывать власти, что все прекрасно», - отмечает политолог.

Однако в штабе врио губернатора свою причастность к анкетам отрицают. «До меня уже доходили подобные слухи. Мы не имеем к этому никакого отношения. Понятия не имею, кто за этим стоит», - отметил глава штаба Виктор Лобко.

«Серые и черные политические технологии встречаются в разных формах. Но судя по тупости, с которой опрос сделан, это, скорее, частная инициатива на местах – в районах, муниципалитетах, - считает научный руководитель ЗАО «Агентство социальной информации» Роман Могилевский. - Потому что анкета составлена непрофессионально, ни одна уважающая себя компания за такое не возьмется. Думаю, этим за деньги занимались какие-то фрилансеры».

Социолог пояснил: да, существуют внушающие опросы, которые имеют цель расположить респондента к какому-либо кандидату. Но техника составления подобных анкет довольно сложна. К тому же должна существовать определенная выборка и возможность отказаться от предоставления информации. «То, о чем вы мне рассказали, не имеет никакого отношения к социологическим и электоральным опросам. Подобными анкетами кандидат может сделать себе только хуже. Как видите, многие люди относятся к ним отрицательно», - заключил Могилевский.

Тем временем в социальных сетях уже утверждают, что анкеты раздают посетителям детских поликлиник. Получается, что таинственные опросники возникают ниоткуда в разных районах города и уходят в никуда. Можно было бы предположить, что таким образом кто-то пытается устроить черный пиар Георгию Полтавченко. Однако эта версия как-то не соотносится с тем, что опрос проходит в подконтрольных Смольному государственных учреждениях. Выходит, здесь замешана мистика, не иначе.

Софья Мохова