Posted 12 августа 2014,, 17:33

Published 12 августа 2014,, 17:33

Modified 31 марта, 12:08

Updated 31 марта, 12:08

Билет в никуда

12 августа 2014, 17:33
Сводки новостей о несостоятельности российских турфирм застрочили именно в высокий сезон. Что изменилось на туристическом рынке Петербурга, и могут ли путешественники рассчитывать на какие-то гарантии при покупке туров?

За неполный месяц сразу восемь отечественных турфирм заявили о приостановке своей деятельности. Все началось со старожила рынка - турфирмы «Нева» (хотя в профессиональной среде слухи о том, что петербургская компания может прекратить свое существование, ходили давно). Затем последовали «Экспо-тур», «Роза ветров Мир» и авиаброкер «Идеал-тур».

О том, что в «королевстве» не все ладно, стало понятно после краха «Лабиринта», когда за границей остались 27 тыс. клиентов компании. «Парад банкротств» продолжился «Интаэром», «Нордик старом» и «Авиачартером».

Стоит отметить, что по итогам 2013 года с туристического рынка исчезло гораздо больше компаний — 12. Однако в этом году сводки новостей о разорениях застрочили именно в высокий сезон, что не может не волновать.

Появились заявления о том, что теперь стоимость «входного билета» на туристический рынок может быть увеличена, а правила лицензирования туроператоров будут ужесточены. За дело взялись следственный комитет и прокуратура. Было заявлено о возбуждении пяти уголовных дел в отношении прекративших свою деятельность фирм по факту мошенничества.

Впрочем, нельзя сказать, что это страшит остающихся на плаву операторов. Информацию о том, что правила игры ужесточатся, официально компании не комментируют. Одни турфирмы заверяют в своей финансовой стабильности, надежности и высокой экономической эффективности. Другие на условиях анонимности признаются в том, что ситуация на туристическом рынке сложилась нездоровая. Они отмечают, что имущество многих обанкротившиеся компаний состояло буквально «из двух столов и компьютера».

«Ситуация непредсказуема, туристический рынок в России нездоров. Ну невозможно работать при низкой маржинальности в демпинговых ценах, когда буквально за 100 евро можно улететь в любую точку мира. Пока люди, возглавляющие турфирмы, не будут нести личную ответственность за происходящее, подобные случаи будут происходить бесконечно. Это издевательство, когда люди сидят в аэропорту с маленькими детьми, а руководство компании, после того, как заявляет о том, что не может выполнять свои обязательства, спокойно разгуливает по Москве», - поделился своим мнением один из руководителей турфирм.

У генерального директора турфирмы «Верса» Владимира Дорофеева свой взгляд на происходящее. Он считает, что во многом истерия вокруг банкротств была раздута СМИ. «Теперь каждый оператор вынужден доказывать, что он «не верблюд, - подчеркивает Дорофеев. - Фирмы в одночасье сделали изгоями. Теперь не существует критериев, по которым компаниям можно было бы доверять или не доверять. Надо взглянуть на вещи трезво. У нас свободный рынок. Мы должны принять его таким, каков он есть. Если уходят недобросовестные, слабые, которые не смогли делать продукт, то, естественно, рынок оздоравливается. Единственное обязательное условие — нужна законодательная основа, чтобы туристы не пострадали. Все обанкротившиеся операторы выполнили действующее законодательство. Они застраховали свой риск о ненадлежащем исполнении. Теперь дело за страховыми компаниями. По этому варианту не надо нагнетать ситуацию. Несмотря на банкротства, сотни тысяч людей улетают отдыхать и возвращаются обратно».

Директор по продажам и маркетингу компании St. Peter Line Андрей Мушкарев также признается, что ситуация в туриндустрии сегодня сложная, но на банкротстве «Невы» и «Лабиринта» жизнь не заканчивается. Люди продолжают отправляться в турпоездки. Он считает, что все-таки потенциальному туристу, чтобы избежать неприятностей, необходимо бронировать туры напрямую у тех, кто формирует продукт, а не у посредников. Мушкарев заявил, что последние события привели к тому, что компания приняла решение создать «авторизованный список агентов».

«Турист сегодня действительно в полной растерянности. Он не понимает, что покупать, у кого покупать, а если что-то купил, то не знает, что его ждет дальше. Все это на фоне полной безответственности. Мы хотим сделать лист, в который войдут те агенты, за которых мы несем ответственность. Это будет своего рода гарантия. Если с компанией, входящей в этот список, что-то случиться, то мы все-равно выполним свои обязательства», - рассказал Мушкарев.

В Ассоциации туроператоров России, также признаются, что пока не существует какого-то одного критерия, по которому потенциальный турист может определить, кому можно, а кому нельзя доверять. И по-прежнему советуют смотреть, как долго оператор работает на рынке, опираться на предыдущий опыт поездок, опрашивать друзей-путешественников, следить за отраслевой прессой.

Константин Семернев