Posted 13 августа 2014,, 05:55

Published 13 августа 2014,, 05:55

Modified 31 марта, 12:08

Updated 31 марта, 12:08

Катастрофу в метро отработали на ряженых

13 августа 2014, 05:55
Состав следовал от станции «Достоевская» до «Садовой». За 200 метров до «Садовой» в третьем вагоне произошло возгорание, поезд сошел с рельс. Пострадавших несли до платформы 200 метров. Такие учения в метро провело управление МЧС.

В ночь с 12 на 13 августа в петербургской подземке прошли массовые комплексные учения по предотвращению ЧС. Многие участники вспоминали недавнюю московскую трагедию, когда на перегоне «Парк Победы» - «Славянский бульвар» сошли с рельсов три вагона. Тогда, 15 июля, погибли больше 20 человек, сотни были госпитализированы. Однако руководство ГУП «Петербургский метрополитен» настоятельно просило не проводить параллели, что казалось несколько странным. Особенно если учесть, что буквально две недели назад похожие учения прошли в Казанском метро. Спасатели из столицы Татарстана не скрывали, что отрабатывали именно «московский вариант».

В Петербурге все было несколько туманней. Согласно легенде, состав из шести вагонов следовал по соединительной ветке от станции метро «Достоевская» до «Садовой». В реальности, конечно, поезда по этому маршруту не ходят. По сценарию, за 200 метров до «Садовой» в третьем вагоне было зафиксировано возгорание. Представители метрополитена пояснили, что хотели «увеличить количество сложностей для себя». Поэтому в итоге был констатирован сход поезда с рельс. Пострадавших надо было на руках нести до платформы.

Уже за полтора часа до начала учений Сенную площадь можно было назвать самым безопасным местом в Санкт-Петербурге. Число карет «скорой помощи», пожарных расчетов, автомобилей полиции на данном «пяточке» зашкаливало. Впрочем, постоянные сигналы тревоги и непрерывное мигание проблесковых маячков не мешали благополучно спать на лавках местным бомжам.

Главной задачей ночных учений являлась отработка системы взаимодействия двух структур – МЧС и метрополитена. Особая задача была возложена на машиниста: он должен был передать информацию об инциденте диспетчеру подземки, а тот в свою очередь связаться с управлением МЧС и комитетом по транспорту. При этом представителям метрополитена надо было не просто не мешать спасателям, но и всячески им помогать: предоставить носилки, спустить оборудование для демонтажа к месту аварии, расставить сходни для эвакуации пострадавших.

В учениях было задействовано пять автобусов от комитета по транспорту, один вертолет, 150 спасателей, 32 единицы специальной техники МЧС, 17 карет скорой помощи, шесть нарядов ГИБДД, 70 сотрудников полиции и около 100 статистов, изображавших пострадавших. В ночь внепланово вышли на работу 70 работников ГУП «Петербургский метрополитен».

Что касается вертолета, то, как выяснилось, он обслуживает КАД. Последний боевой вылет у машины был 6 августа. Тогда пришлось эвакуировать пострадавших в ДТП у поселка Ленсоветовский.

Статисты оказались не волонтерами, а, как сообщили организаторы учений, курсантами университета МЧС и учащиеся Пожарно-спательного колледжа. Многие действительно подошли к своим ролям творчески: кто-то загримировал лицо так, что стал похож на жертву жуткой аварии, другие перебинтовали себе конечности. Другое дело, что надо было еще изображать шоковое состояние. Особенно это удалось псевдобеременной барышне. Ее выносили из перехода на носилках, а она все кричала и кричала. Еще одна «травмированная» девушка билась в истерике и лезла к спасателям с вопросом «Где он? Где же он?».

Впрочем, как выяснилось, для многих участников учения были хоть и познавательными, но скорее походили на флешмоб.

«Вот знаешь, что меня больше всего поразило, - рассказал один из волонтеров Дмитрий. – Вот я иду по шпалам, в тоннеле, а кругом полная чистота. Ты ходил когда-нибудь по железной дороге? Там ведь все загажено! А тут все вылизано».

Внимательно следил за происходящим и врио губернатора Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко. Он побывал и под землей, и на поверхности. Отдельных «статистов» отправляли "в больницу" прямо под его носом.

«В подобных случаях не говорят про «отлично» или «пять», говорят «хорошо» или «удовлетворительно». Мы сегодня увидели, что наши спасатели готовы к действию. Люди выкладывались полностью и отработали хорошо», - высказал свой вердикт временно исполняющий обязанности градоначальника.

В свою очередь глава ГУ МЧС по Санкт-Петербургу Леонид Беляев заявил, что в ходе ночных учений был отработан именно «петербургский, а не иной сценарий». Он пояснил, что учения были масштабными, приближенными к боевым условиям, но их не надо сравнивать с «московским случаем».