Posted 25 августа 2014,, 17:00

Published 25 августа 2014,, 17:00

Modified 31 марта, 11:56

Updated 31 марта, 11:56

Мастера танца с кавказских гор

25 августа 2014, 17:00
Что означают три осетинских пирога? Верхний - это бог, второй пирог - солнце, нижний - земля. Радушные осетины готовы угостить любого гостя - званого или незваного.

В рамках проекта «Лица Петербурга» состоялась очередная встреча цикла «Чаепитие по...». На этот раз ее хозяевами стали осетинская семья Каргиновых и руководитель ансамбля «Иристон» Фатима Алдатова, а также участники ансамбля Наталья Бестаева, Давид Гиголаев и Марат Коцоев. Они рассказали о традициях и обычаях своих предков, об основных чертах осетин и их танцевальном искусстве, а также показали, как правильно подавать на стол знаменитые осетинские пироги.

Древний кавказский народ является потомком алан - кочевых ираноязычных племен скифо-сарматского происхождения, снискавших себе славу искусных воинов. Аланы известны с I века — именно тогда они появились в Приазовье и Предкавказье. Древние авторы пишут, что опасности и войны доставляли аланам удовольствие, а счастливым считался тот, кто погибал в сражении. Придя на Кавказ кочевниками, предки алан перешли потом к оседлой жизни. Постепенно выросли аланские города и села. Расцвет Алании относится к X и XI векам, когда она превратилась в сильное государство.

«Доказательством того, что аланская культура принадлежит осетинам, является язык. Аланский язык звучит и сегодня, на нем говорят современные осетины. Правда, к сожалению, некоторые осетины не знают родной язык. Более того, о нем говорят как о умирающем. Но если он уйдет, не станет и культуры, поэтому его сохранением и развитием заняты умы многих ученых», - рассказывает руководитель осетинского ансамбля «Иристон» Фатима Алдатова.

Осетия, тогда еще Алания, самая первая из всех кавказских республик присоединилась к России, произошло это в 1774 году. При этом христианство осетины приняли раньше русских - великое крещение Алании датируется 916 годом, за 72 года до крещения Руси. Впоследствии под влиянием кабардинцев часть осетин обратилась в ислам. Но еще до этого осетины верили и продолжают верить в существование одного верховного и невидимого Бога - Хуыцау, пребывающего где-то на небе и управляющего миром. «Тут необходимо сказать, что все осетины - и православные, и мусульмане, невзирая на свои религиозные убеждения, продолжают придерживаться традиционной осетинской религии. Они до сих пор поклоняются единому Богу - Хуыцау», - подчеркивает Фатима.

Заур Каргинов, приехавший в Петербург 13 лет назад вместе со своей женой Мариной сразу после свадьбы, уверен: консервативная русская семья ничем не отличается от осетинской - и в семейных ценностях, и в отношении к старшим. В качестве доказательства сходства Заур приводит в пример «Домострой» - памятник русской литературы, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи.

Характерная черта осетинских семей — это уважение к старшим. «Стараемся показать детям на своем примере. Мы никогда не позволяем себе при детях говорить о старших плохо. К нам часто приезжают бабушки и дедушки, и дети видят наше к ним отношение. Приятно бывает, когда учитель моего сына Давида отмечает то почтение, с которым ребенок к нему обращается», - говорит Заур.

Мало, кто не знает про осетинское гостеприимство. В доме Каргиновых всегда рады любому гостю - званому или незваному. У осетин даже есть пословица: гость - это человек от бога. «Какой бы гость ни явился в дом, его всегда принимают с большим радушием», - поясняет Марина.

Каждый праздник у осетин начинается с трех пирогов с сыром. «Что означают три пирога? Верхний пирог - это Бог, второй - солнце, нижний - земля. Но, например, на похоронах на стол кладут два пирога - убирается средний, потому что для человека, которого уже нет, солнце погасло», - рассказывает Фатима.

Осетины отмечают, что есть три обязательных для каждого праздника блюда - пироги, сыр и пиво. Пиво — их древний напиток. По легенде, оно изобретено нартовской героиней Сатаной. Его обычно готовят к большим семейным и общественным торжествам в огромных медных пивоваренных котлах. В горах его делают исключительно из ячменя, а на равнине - еще из пшеницы и кукурурзы.

Особый интерес вызывает тема танцевального искусства осетин. Еще выдающийся балкарский поэт Кайсын Кулиев писал, что «даже если бы осетины создали только всего лишь один танец «Симд», они были бы великой нацией». А основатель Парижского университета хореографии и университета танца Серж Лифарь как-то сказал: «Гениальный танец! Танец Божеств! Только одним этим танцем я познакомился с народом-создателем «Симда». У них самая богатая хореографическая культура во всем мире».

По словам Фатимы Алдатовой, осетинский танец - это отражение жизни народа. Здесь есть рыцарство, чистота чувств, мужество и благородство. «Откровенно посмотреть на мужчину считалось верхом неприличия, девушка могла взглянуть на него лишь украдкой, и то не в глаза, а на грудь, потому что ей нужно видеть, куда следует мужчина. В осетинском танце мужчина ведет девушку, как и по жизни женщина идет за свои мужем», - отмечает Фатима Алдатова.

Представители народа уверяют, что отличительной чертой осетина является сдержанность. «Умеренность присутствует во всем: в словах, действиях, в танце, в проявлении чувств. И в еде мы тоже сдержанны», - уверяют уроженцы Кавказа.

«Осетины - талантливый, трудолюбивый, мужественный народ, давший миру поэта и художника Коста Хетагурова, писателя Гайто Газданова, легендарных дирижеров Валерия Гергиева и Веронику Дударову, солистку Большого театра Светлану Адырхаеву, известного ученого Георгия Токати, который рассчитал траекторию полета на Луну, династию цирковых артистов Кантемировых во главе с основателем конно-циркового искусства Алибеком Кантемировым и других, - заключает Заур. - Кстати, бабушка Александра Невского тоже была осетинкой».

Отметим, что каждую неделю на чаепитиях учащиеся старших классов будут знакомиться с различными народами и национальностями, которые проживают в России. Национальные костюмы, предметы обихода, речь на родном языке — все это усиливает интерес к гостям и придает чаепитиям неповторимый колорит.

Встречи проходят в рамках проекта "Лица Петербурга". Отличительная черта Северной столицы — многонациональный состав населения. Для Петербурга эта особенность характерна в большей степени, чем для большинства городов России. Люди самых разных национальностей строили, создавали, формировали город на Неве и его уникальную атмосферу.

Сара Газданова