Posted 28 августа 2014,, 09:01

Published 28 августа 2014,, 09:01

Modified 31 марта, 11:53

Updated 31 марта, 11:53

«Ради выживания человечества»

28 августа 2014, 09:01
Малые коренные народы России находятся чуть ли не в бедственном положении: работы нет, школы закрываются. Их языки умирают, а значит, умирает и культура.

Глобализация, как бы много сторонников у нее не было, несет и свои риски. Один из основных - это вымирание десятков народов и культур, нивелирование особенностей, усреднение крайностей, стирание отличий. В результате — массовая, поп-культура становится интернациональной, а большинство живущих на планете уже не помнят своих корней и своих традиций. Эта угроза для нашей цивилизации становится все реальней, поэтому с каждым годом голоса этнографов звучат все громче. «Сохранение малочисленных коренных народов в России и во всем мире — это не факультативная задача, это вопрос выживания всего человечества», - уверен заместитель директора Института народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена, доктор философских наук Игорь Набок. О том, как нам не растерять свою российскую многонациональность, эксперты говорили на круглом столе в ИА «Росбалт» в рамках проекта «Лица Петербурга».

На сегодняшний день в России к малочисленным коренным народам причисляют себя около 287 тыс. человек — то есть 2% населения страны. Этнографы насчитывают 40 северных народов, некоторые из них довольно многочисленны — ненцы, ханты, эвены; другие насчитывают лишь несколько человек (после переписи населения 2010 года, например, к керекам — палеоазиатскому народу Чукотки — отнесли себя 40 граждан РФ).

В 2007 году на 62-й сессии Генассамблея ООН приняла Декларацию о правах коренных народов, в которой было подтверждено их право на самоопределение, на сохранение собственной культуры и на развитие народа в своем уникальном направлении. В этом году заканчивается второе Международное десятилетие коренных народов мира, установленное в 2004 году ООН. Однако, как показывают реальные события, поставленные перед странами цели и задачи по сохранению малых народов не достигнуты.

"Далеко не все государства предприняли серьезные меры для поддержки языков и культур коренных малочисленных народов, для решения их социально-экономических проблем, проблем здоровья, их прав. Однако интересы коренных малочисленных народов — это не интересы каких-то маргинальных групп, это вопрос всего общества", — заявил Набок.

Многие народы в России находятся чуть ли не в бедственном положении. Один из примеров — Камчатка. На просторах этого полуострова сотни лет живут коряки, ительмены, эвены и чукчи. Испокон веков они существовали за счет оленеводства и рыбалки, в советские годы даже в отдаленных районах работали совхозы, рыбозаводы, но в «новом мире» ситуация изменилась. Совхозы перешли в частные руки и в большинстве своем закрылись. Одной рыбалкой сыт не будешь, а о транспортной доступности приходится лишь мечтать.

«Авиасообщение до Камчатского края дотационное, но до поселений внутри региона нужно добираться сначала самолетом, а потом вертолетом. Это очень дорого — счет идет на десятки тысяч рублей. Рабочих мест нет, поэтому основные проблемы там — алкоголизм и туберкулез. Раньше была развозка питания, но сейчас и это исчезло. Люди уезжают из сел в города, теряют свои корни. Не знаю, к чему мы таким образом придем», - рассказывает доцент кафедры палеоазиатских языков, фольклора и литературы Института народов Севера РГПУ им. А. И. Герцена Олеся Болотаева. Сама Олеся - чукчанка, родилась и выросла в селе Ачайваям Олюторского района Камчатского края. Согласно открытым данным, сегодня там проживает 540 человек.

Несмотря на то, что в нашей стране в последние годы стараются повернуться лицом к малым народам — в 2009 была утверждена Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока — некоторые российские законы идут вразрез с идеями сохранения и поддержания. Так, по словам Игоря Набока, серьезный удар по образованию нанес переход на подушевое финансирование школ.

«Те реформы, которое производило Министерство образования и науки последние годы, в значительной степени нанесли урон развитию общего образования в отдаленных районах Сибири и Дальнего Востока. Например, переход на подушевое финансирование нанес удар по малокомлектным школам, которые широко представлены именно в этих регионах. Школы закрывались и продолжают закрываться, потому что не выдерживают этих условий. А ведь мы говорим о коренных малочисленных народах. Тут далеко не всегда применимы общие мерки», - поясняет Игорь Набок.

Постепенно умирают и языки. Уже сейчас ни на одном языке малого народа Севера не ведется преподавание, все они существуют лишь как учебные предметы. В школах на них отводится всего по 1-2 часа в неделю, что катастрофически мало. «Мы не должны допустить, чтобы языки превратились в музейные экспонаты. Они должны оставаться живыми», - уверен доктор философских наук.

Свой вклад в их сохранение вносит Институт народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена — там готовят уникальных учителей, журналистов, культурологов, которые потом возвращаются в свои села и деревни и пытаются поддержать затухающую культуру. Сейчас в институте представлено 20 языков малых народов.

Осознают важность сохранения культурного многообразия и в некоторых регионах. Так, в Якутии появились кочевые школы, о которых в крупных городах даже не имеют представления. Просто нужно понимать, говорит Игорь Набок, что сегодня, в XXI веке, в мире технологического прогресса еще существуют островки с традиционным укладом жизни, где люди живут в палатках, справляются с экстремальными природными условиями и разводят на оленей. И это не атавизм, это важная часть нашей истории.

К сожалению, даже родители не всегда понимают важность изучения их детьми родного языка и культурных традиций. Потому что в реальной жизни они вряд ли по-настоящему пригодятся. «Чтобы сохранились языки, важно, чтобы люди сами были в этом заинтересованы. Для этого нужна популяризация жизни малых коренных народов», - считает президент Санкт-Петербургского отделения Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Надежда Булатова.

«У нас в России этнографически малограмотное население, - заключает замдиректора Института народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена. - Но население в этом не виновато. Это проблемы в педагогическим образовании. Этнография и этнология так и не стали элементом образовательной системы. И при этом у нас куча стереотипов. Надо изменить свои представления о прогрессе. Когда-то мы жестко пошли по линии формационного подхода: мы стали считать, что государство — это высшая ступень развития, а малые народы — отставание, атавизм. Это очень несправедливо и неверно... На самом деле, народы Севера находятся на передовой человеческой цивилизации. Они на себя принимают удар климата. Ведь мы все равно все дети природы».

Марианна Низовская

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.