Posted 10 сентября 2014,, 15:15

Published 10 сентября 2014,, 15:15

Modified 30 января, 23:57

Updated 30 января, 23:57

«Мы могли бы быть одноэтажной Америкой»

10 сентября 2014, 15:15
Администрации трудно общаться с бизнесменами. Были случаи, когда крупные собственники, не попав на прием к чиновнику, навсегда уходили из региона, говорит кандидат в губернаторы Петербурга Константин Сухенко.

«Росбалт» продолжает серию интервью с кандидатами в губернаторы Петербурга. На злободневные вопросы отвечает депутат ЗакСа Константин Сухенко, выдвинутый региональным отделением партии ЛДПР.

— Сейчас в стране, а, следовательно, и в Петербурге сложная экономическая ситуация. Денег постоянно не хватает, дефицит бюджета 2014 года – почти 63 млрд рублей. Что в данной ситуации вы бы предприняли, став губернатором?

— Необходимо избегать долговой нагрузки и не планировать дефицит. Вплоть до того, что не закладывать в адресную программу новые амбициозные объекты, если мы не можем себе позволить их строить. Майские указы президента вынуждают нас увеличивать бюджетные расходы по социальным обязательствам. Мы должны повышать зарплаты работникам бюджетной сферы, а доходы соответствующими темпами не растут. То есть необходима экономия, всемерная экономия. Какие-то неэффективные расходы нужно минимизировать и в целом быть скромнее в своих желаниях.

— Что сейчас нескромно?

— Самым распространенным упреком бюджету со стороны оппозиции является стадион на Крестовском острове. Но я бы сказал, что мы не построить его не можем, все равно придется завершать. Сегодня пора говорить о более эффективном механизме финансирования транспортного комплекса, пересмотреть размер субсидий предприятиям. Кроме того, нужно оценивать социальные льготы с точки зрения того, попадают ли они к тем, кто в них нуждается, насколько они оправданы, насколько соответствуют возможностям бюджета города. К сожалению, мы вынуждены говорить и об этом. Я считаю, что сейчас необходимо сконцентрироваться на завершении уже начатых проектов, на строительстве тех объектов, которые лимитируют развитие города по жизненным показаниям. И отсекать все лишнее, все, что лоббируют подрядчики или те или иные группы влияния. К сожалению, мы упустили те времена, когда могли строить новые мосты и тоннели под Невой. И каких-то чудес мы здесь не изобретем. Когда возникают трудности с бюджетом, то затягивают пояса, сокращают госрасходы, сокращают чиновничий аппарат, количество вице-губернаторов. Пяти вице-губернаторов выше головы бы хватило, а у нас их восемь. Да и в ЗакСе есть, чем пожертвовать. Надо жить по средствам, а если их нет – нечего жить в долг.

— Смольный планирует спасать ситуацию за счет инвестиций. Как можно улучшить инвестклимат в отдельно взятом городе?

— Экономика – это в огромной степени человеческие отношения. Я знаю случаи, когда крупные собственники, прождав в приемной и не попав на прием к чиновнику в нашем правительстве, разворачивались и уходили из региона. С крупнейшими инвесторами, которые есть в России и за рубежом, городская власть должна работать как с самыми нужными городу людьми. Это трудно делать тем, кто знает изнанку бизнеса и видит в нем источник массы нарушений вплоть до уголовных.

Администрации, у которой едва ли не вся верхушка состоит из людей с опытом работы в правоохранительных структурах, трудно с необходимой степенью радушия общаться с бизнесменами. Но именно это нужно делать. Работу с инвесторами должен вести сам губернатор, и даже на вице-губернаторов ее не перекладывать. Были крупные предприниматели, которые хотели прийти в Петербург, вероятно, стоит к ним вернуться и еще раз провести переговоры. Но с иностранными инвесторами мы пока никаких прорывов, увы, не совершим. Сегодня мы являемся заложниками государственной политики. В Европе говорят, что отношение к России изменилось кардинально, иметь с нами дело не хотят. И пока это все не изменится, ожидать эффективной работы на внешних рынках и привлечения в Россию капитала не приходится. Надо больше рассчитывать на свои силы.

— Кстати, о своих силах. Насколько отразится на петербуржцах запрет импорта продовольствия?

— Будут сложности, но они связаны не только с тем, что мы не сможем заменить какие-то товары, но и с перестройкой логистических цепочек, перезаключением договоров, переговорами с поставщиками. Это сложный, вязкий процесс. Но то, что Россия демонстрирует гордость и не дает разговаривать с собой в унизительном ключе, мне симпатично, как и большинству россиян. У нас достаточно своих продуктов и есть возможность пусть с некоторым провисанием, но обеспечить поставки из третьих стран. Я оптимист, думаю, полгода-год потерпим, повоюем, помашем шашками, и все это пройдет.

— Как и в любом мегаполисе, в Петербурге остро стоит транспортный вопрос. В центре все время пробки, метро строят медленно. У вас есть какие-то предложения по улучшению ситуации?

Все-таки у нас в городе плохая экологическая обстановка. Поэтому я бы в большей степени развивал большие автобусы, а не маленькие, то есть увеличивал вместимость единицы транспорта. Переводил бы общественный транспорт на более прогрессивные виды топлива. Делал бы упор на развитие трамваев, метро, то есть электрических видов транспорта, у которых низкая степень влияния на окружающую среду. Я уже говорил, что в сфере транспорта важно еще то, как он финансируется. Из-за большого количества субсидий транспортным предприятиям человек оплачивает лишь половину реальной стоимости проезда. Тариф не отражает себестоимость, и люди не заинтересованы в экономии. Тем временем во всем мире люди экономят и стараются искать работу рядом с домом, они думают о том, ехать лишний раз или не ехать. Мы все знаем, какое дорогое метро в том же Лондоне. Эта дороговизна позволяет оптимизировать всю транспортную инфраструктуру. Условно говоря, лучше повысить людям пенсии и зарплаты, чем выплачивать эти субсидии транспортным предприятиям. Конечно, нельзя просто взять и увеличить тариф в два раза. Нужно отдать людям эти деньги на руки, даже с излишком, чтобы они сами рублем голосовали за транспорт.

— Градостроительство – еще одна болезненная тема. Как быть с историческим центром, реконструкция которого застопорилась из-за нехватки средств?

— C самого начала было ясно, что эти программы реновации исторического центра не будут осуществлены, и денег на это нет. Но я считаю, что главным действующим лицом с точки зрения реконструкции и реставрации не должен выступать городской бюджет. Нужно «заводить» инвесторов в центр города, как делает вся Европа. Чтобы они не сносили старые дома, а сохраняли. Это должно быть выгодно. В том же Таллинне исторический центр вылизан, как конфетка. В Венеции престижно иметь офис на берегу канала. Почему не сформировать в Петербурге такое же мнение, что престижно иметь офис и квартиры в центре города? Да, для этого нужно совершенствовать всю среду. Возможно, ограничить въезд автомобильного транспорта в центр города.

— C другой стороны, новоделы тоже вызывают вопросы. Тут и уплотнительная застройка, и весьма спорные архитектурные решения…

— Сегодня финансовые интересы застройщиков довлеют над обликом всего Петербурга. Все новое еще безобразнее того, что было построено при советской власти. Вот к чему нас привело нежелание требовать хоть какой-то эстетической составляющей от застройщиков и неспособность создать условия бизнесу. У нас земли навалом, а мы людей селим, как в Китае. Мы могли бы быть одноэтажной Америкой! Много-много маленьких уютных домиков. Так чего мы лезем в небо? Потому что мы не ведем диалог с бизнесом, не регулируем его деятельность, и даже когда закладываем высотные регламенты, потом сами же от них отступаем под давлением денег. Некрасивый город сегодня - это в том числе и коррупция. Мы создаем новые жилые кварталы, а общественных пространств, парков и скверов не создаем. Не строим красивые площади, проспекты, а просто выгоняем прибыль. Городская власть при разных губернаторах просто расписывается в своем бессилии. До сих пор ни один человек не показал, что готов противостоять давлению денег. Уже много испорчено безвозвратно, но в любой момент не поздно остановиться и хотя бы не совершать новых ошибок. Не умеешь, не хочешь, не слышишь – уходи строить в Москву. Придут другие и будут строить так, как мы им скажем. А не так, как привыкли, – за взятки, за подарки.

— Постоянно возникают проблемы с мигрантами. Как быть?

— В Стратегии 2030 говорится о сокращении использования труда мигрантов в Петербурге на 80%. Я думаю, это нереальная цель. К 2030 году у нас приезжих будет гораздо больше, чем сейчас. Эта судьба глобального города. Другое дело, что трудовые мигранты выгодны бизнесу, потому что у нас законом не регулируется, в каких условиях может содержаться человек. Понятие негуманного отношения к животным уже начинает складываться, а понятие негуманного отношения к людям отсутствует как таковое. Надо законодательно регулировать минимальные жизненные стандарты, чтобы работодатели не могли на этом экономить. Хочешь привлечь работника – создай ему условия. Не надо только никого бить и бегать по улицам с дубинками. Мы сначала выглядим варварами, когда мигрантов завозим, а потом второй раз выглядим варварами, когда начинаем преследовать их.

— При губернаторе Полтавченко была принята уже упомянутая Стратегия экономического и социального развития Петербурга до 2030 года. Как вы оцениваете этот документ?

— Я уже вижу, что 17 целевых бюджетных программ, которые правительство планирует принять, со Стратегией никак не увязаны. Фактически на множество моих вопросов ответов она не дает. Совершенно оторванными от реалий являются все прогнозы по росту инвестиций, доходов бюджета. Но дело не в том, есть ли у вас какая-то стратегическая концепция. Породить документ большого труда не надо. Я не верю, что если мы напишем еще одну концепцию, наша жизнь изменится. Нужно менять само гражданское общество, менять социальную среду в городе. Нужно искать людей, способных генерировать не откаты и личное благополучие, а общественно полезные изменения. Людей, которые ориентированы не только на деньги. Сейчас назначают чиновника, а за ним вот такой хвост, и все хихикают. Потому что никого не обманешь. Поэтому в государственную власть должны попадать только лучшие люди.

— В Петербурге в сентябре состоятся также выборы муниципальных депутатов. В связи с этим некоторые говорят о необходимости реформы местного самоуправления. Нужна ли она?

— Нужно, чтобы стали хозяевами в своих домах. В квартиру приходишь – чисто, а в подъезде? А во дворе? А в каком состоянии, крыша, фундамент, цоколь? Люди должны понять, что они хозяева. Тут и приходим к тому, что надо упрощать демократические процедуры в ЖСК и ТСЖ, чтобы как можно меньше функций граждане перекладывали на город и государство. Это и есть муниципальная реформа в моем понимании - больше свободы и простоты в решении насущных вопросов. С другой стороны, нужно передавать полномочия муниципальным советам. Там должно решаться гораздо больше повседневных проблем, чем сегодня. Никогда не бывшее большим финансирование муниципальных советов постоянно сокращается. Получается, они львиную долю средств тратят на зарплату своих сотрудников, а на социально полезные вещи остается три копейки. Хотя именно советы, а не чиновники должны быть хозяевами на своей земле. Не надо все тащить на самый верх. Разгрузите городское правительство от текучки и дайте ему заниматься стратегией.

— Есть мнение, что в Петербурге тяжело приходится оппозиции. Тот же закон "О митингах" ставит активистов в жесткие рамки. Вы бы сделали город более либеральным?

— Петербург - один из самых близких к Европе городов, центр науки, культуры, образования, и мы неизбежно генерируем здесь вольнодумство. Но я не сторонник того, чтобы вопросы решались на площадях в обстановке взаимной ненависти. Я старался бы, чтобы до этого даже не доходило. C людьми даже ненавистных тебе убеждений нужно говорить совершенно открыто и конструктивно. И нельзя игнорировать то, что в городе, по моей оценке, 10-15% людей абсолютно ориентированы на Европу. Нельзя их заставлять идти в церковь и быть русскими патриотами в том смысле, который для них неприемлем, их не сделать другими и не выгнать. Я бы старался делать шаги им навстречу в повседневной жизни города. Что нужно тем, кто ориентирован на Европу? Экология, максимально открытые границы, свободный обмен товарами, услугами, идеями, свободный доступ к информации. Почему бы не сделать бесплатный вай-фай на всей территории города? Или хотя бы во всех государственных учреждениях, в кафе, магазинах, торговых центрах.

— Часто глава региона запоминается по какому-то значимому осуществленному проекту. У вас тоже есть некий заветный план?

— У меня болит душа за Ленинградский зоопарк. К 300-летию Петербурга были израсходованы существенные средства на его благоустройство – порядка $2 млрд. Но он так и не приведен в порядок. Я не являюсь сторонником переноса зоопарка на другое место, думаю, надо максимально развивать его на прежнем. Иначе эта земля на Петроградской стороне уйдет под застройку, и мы потеряем еще один зеленый островок. Так что я бы начал с благоустройства с зоопарка, а следующие на очереди – Ботанический сад и Таврический сад.

Беседовала Софья Мохова