Posted 12 сентября 2014,, 11:10

Published 12 сентября 2014,, 11:10

Modified 31 марта, 11:39

Updated 31 марта, 11:39

"Я не стал бы вкладывать деньги в Украину"

12 сентября 2014, 11:10
Смогут ли петербуржцы прожить без норвежских креветок, как добиться притока инвестиций в город и что делать с наплывом мигрантов, рассуждает кандидат в губернаторы Тахир Бикбаев.

«Росбалт» продолжает серию интервью с кандидатами в губернаторы Петербурга. На этот раз на те же вопросы, что и его соперники, отвечает Тахир Бикбаев, выдвинутый региональным отделением экологической партии «Зеленые».

— Сейчас в стране, а, следовательно, и в Петербурге сложная экономическая ситуация. Индекс промышленного производства в городе за семь месяцев 2014 года упал на 8%. Что в данной ситуации вы бы предприняли, став губернатором?

— Мы загубили промышленность не сегодня, не вчера и не три года назад. Мы загубили ее во время массовой приватизации 90-х, мы потеряли ее в том хаосе. Что бы я сегодня сделал? Когда задача не решается, нужно вернуться в нулевую точку, к истокам. Это 1993-1995 годы, когда разваливались все предприятия. Дай бог, чтобы живы остались директоры, главные конструкторы этих заводов. Я бы всех их собрал и спросил: «Ребята, как вы работали в то время, скажите, какие показатели были?» Давайте посмотрим, что можно восстановить из того, что работало при Советском союзе. А потенциал у города был мощный, в том числе и научный – преподаватели вузов, инженеры. Надо все поднимать, анализировать и потихонечку выстраивать заново. У нас было станкостроение, была химическая промышленность, был целый институт кварцевого стекла. Знаете, что на его месте сегодня? Бизнес-центр. И специалистов достаточно, надо просто покопаться, найти их. Пусть они в достойном возрасте, пусть будут по-советски рассуждать. Но надо взять то полезное, что еще сохранилось, и двигать дальше.

— На все это нужны деньги, инвестиции. Как увеличить их объем?

— Бизнес сегодня в первую очередь рассчитывает на государственные деньги. Да, бюджет должен помогать, согласен. Но сами промышленники, владельцы активов тоже должны капиталовложения какие-то делать. Возникает тема государственно-частного партнерства. Другой вопрос – привлечение инвестиций со стороны. Сегодня крупные инвесторы, так называемые олигархи, смотрят на Петербург как на красивый город, где можно красиво сидеть в каком-нибудь особняке. И плюс ко всему просят некие преференции. Но если человек богат, то должен в первую очередь показать городу, насколько он сможет обогатить его, украсить, улучшить, а потом уже что-то просить. Что касается западных инвестиций, здесь есть определенные трудности. Очень много разговоров о том, насколько рискованно иностранцу вести бизнес в Петербурге. Информация, которую они получают там, прямо противоположна тому, что есть на самом деле. Уже не 90-е годы, сегодня и криминогенная обстановка получше, и рейдерских захватов как таковых очень мало. Еще иностранцы ссылаются на политическую обстановку. Но мы-то видим, что политическая стабильность в России растет, нет шараханья из стороны в сторону. Вот в Украину я сегодня не стал бы вкладывать ни копейки. У инвесторов обычно возникает вопрос о гарантиях. Городское правительство и губернатор должны смело их давать, иначе ни один бизнес с Запада не придет. То есть если я строю что-то, то должен знать, что завтра никто не придет и не отберет это у меня. И если я надеюсь на возврат средств, то должен получить документ, гарантирующий, что деньги ко мне вернуться. Да, это риск со стороны города, но я на него готов.

— Что город должен сделать для развития малого бизнеса?

— Нужно создавать технопарки, в которых давать начинающим бизнесменам по 100 кв. м. Вот тебе вода, вот тебе электричество, садись, ставь станки или швейные машинки и работай, выдавай продукцию. Принцип такой: прежде чем взять, надо что-то дать. А что им надо? Тарифы соответствующие, практически нулевые арендные платы. Для этого нужно принять определенные нормативные акты. И когда мы создадим эти условия, то сможем с предпринимателей спрашивать. Отдача, я уверен, будет гораздо больше.

— Многих беспокоит повышение цен на продукты. Как избежать проблем в связи с запретом импорта продовольствия?

— Без норвежской креветки мы с вами проживем 100%. А что касается всего остального, я думаю, это явление временное, потому что оно обоюдоострое. Им тоже сейчас нелегко, они теряют деньги. И уж поверьте мне, на Западе деньги считать умеют гораздо лучше, чем мы. А это время нужно использовать для того, чтобы обратиться к тем истокам, о которых я говорил. Были тут на выставке «Агрорусь», ходили по рядам, смотрели, как развивается наше фермерское хозяйство. Скажу вам - качество не хуже. Упаковки не хватает, внешнего лоска, блеска. Хороший выход – сделать петербургский знак качества. И давать возможность получить этот стандарт тем, кто делает хорошую продукцию в других субъектах федерации. Кроме того, мы входим в зону рискованного земледелия. Минсельхоз выделяет огромные деньги на развитие сельского хозяйства, так давайте инвестировать в зависимости от риска, давайте стимулировать фермеров деньгами. Кто об этом должен заботиться? Главы субъектов федерации. Они должны быть глашатаями этой идеи.

— Как и в любом мегаполисе, в Петербурге остро стоит транспортный вопрос. В центре все время пробки, не во все районы просто добраться. У вас есть какие-то предложения по улучшению ситуации?

— Нужна вторая кольцевая дорога, радиальные дороги к центру, дополнительные переправы через Неву. Я сам активный автомобилист и с удовольствием езжу за рулем. Но, к сожалению для любителей автомобилей, скажу то, что у них непопулярно: надо делать платный въезд в центр и платные парковки. Иначе город просто задохнется. Уже сегодня мы сильно опаздываем по необходимым объемам строительства парковочных мест. Специалисты год назад подсчитали, что вдоль дорог в Петербурге стоит 60 тыс. машин. То есть нужны перехватывающие парковки, где-то необходимо уходить по землю, где-то вверх подниматься. Нужен комплекс мер. Нет какого-то одного совета, чтобы сегодня решить эту проблему. И ни один губернатор не возьмет на себя ответственность сказать: «Я через год избавлю город от пробок».

— Постоянно возникают и проблемы с мигрантами. Как быть?

— Нас беспокоит не количество трудовых мигрантов, а в большей степени их поведение, их адаптация к нашей жизни, к нашему городу. Воспитать их здесь очень тяжело. Надо перенести этот вопрос в республики, из которых они едут. И оттуда начинать работу с ними, учить, адаптировать, чтобы они готовые сюда приезжали. Мы не возражаем против приезжих. Но когда нам начинают диктовать, что должно быть так, потому что они так привыкли, то извините. Я когда еду в другое государство, то изучаю среду обитания, смотрю, что там можно и что нельзя. Вы когда приезжаете в Финляндию, тоже ведь стараетесь законы соблюдать? Вы же не бросаете окурки на землю?

— Я и здесь не бросаю окурки.

— Но многие здесь бросают, а туда приезжают и обязательно ищут пепельницу. Или с бешеной скоростью несутся по «Скандинавии», а как пересекут границу, так сразу - 60-80 км/ч. Человек, который прибывает в определенную среду обитания, должен ей соответствовать, иначе он будет вызывать раздражение. Поэтому я говорю, что надо готовить их заранее. Но это уж точно не забота губернатора.

— При губернаторе Полтавченко была принята Стратегия экономического и социального развития Петербурга до 2030 года. Как вы оцениваете этот документ?

— Я уже заявлял, что стратегия хорошая, хотя и подвергается критике. Но это план, а план не догма, он должен подвергаться коррекции. Вообще мы уже заявляли, что 14 сентября для «Зеленых» не заканчивается работа, а только начинается. Мы идем к 2016 году, к выборам в ЗакС. Так что у нас есть предложения, например, по транспортной инфраструктуре мы бы добавили в стратегию строительство переправ и введение автоматизированной системы регулирования движения. А что касается медицинского обеспечения, мы хотим ввести показатели по реабилитации. Нужно развивать ее доступность и обеспечивать наличие специалистов.

— Есть мнение, что в Петербурге тяжело приходится оппозиции. Принимается много запретительных законов, да и депутат Милонов создает городу определенный имидж. Вы бы сделали Петербург более либеральным?

— Любое действие в данной ситуации - это хороший пиар. Я думаю, что Милонов популяризирует наш город. За это ему надо сказать спасибо. И Петербург никогда не был консервативным, свободомыслие здесь достаточно сильно развито. Если вы изучите блогосферу, Интернет, то увидите там очень много прямых высказываний по любым вопросам. И никто их не ограничивает. Поэтому нельзя сказать, что город как-то зачищают в этом плане.

— Учитывая все петербургские проблемы, на что бы вы предпочли потратить гипотетические 50 млрд рублей, окажись они в распоряжении города?

— Половину отдал бы бабушкам, половину – молодежи. В чем преимущество мое перед вами? В Советском союзе для меня были открыты двери практически везде, я мог пойти в любой кружок, заниматься любым видом спорта бесплатно. И в жизни я все это перепробовал: хоровой кружок, танцевальный, кружок фотографов, авиамоделистов. Потом был парашютный спорт, гимнастика, акробатика, прыжки в воду, бокс, футбол. Хотя больше всего я академической греблей занимался. И в результате получил всестороннее развитие. Подобную доступность нужно вернуть. И я хотел бы, чтобы наши пенсионеры с веселыми лицами ездили в Финляндию и говорили: «Как вы тут плохо живете». Но пока получается наоборот.

— Часто глава региона запоминается по какому-то значимому проекту. У вас тоже есть некий заветный план-мечта?

— Все, что связано с транспортной инфраструктурой, со строительством дорог, для меня было бы счастьем. Я хотел бы видеть город раскрепощенным. Очень хочу, чтобы дороги здесь были, как в Финляндии Чтобы трасса «Скандинавия» была комфортной, безопасной, широкой, чтобы это было настоящее окно в Европу. Там нужно минимум трехполосное движение, IT-технологии для безопасности, разделительная полоса, соединение с ЗСД. Но это уже проект федерального значения.

Беседовала Софья Мохова