Posted 15 сентября 2014,, 07:46

Published 15 сентября 2014,, 07:46

Modified 31 января, 00:01

Updated 31 января, 00:01

Новый старый губернатор

15 сентября 2014, 07:46
Победе Полтавченко на выборах губернатора Петербурга вряд ли кто-то удивился. Неожиданность - высокий процент голосов за главного кандидата. Петербург в этом плане ничем не хуже Чечни и Татарстана.

Победе Георгия Полтавченко на выборах губернатора Петербурга вряд ли кто-то удивился. В такой компании конкурентов даже сама возможность проигрыша фактически была исключена. Если что и стало неожиданностью, так это высокий процент голосов за главного кандидата. Оказалось, Петербург в этом плане ничем не хуже Чечни и Татарстана.

После подсчета более чем 95% голосов Полтавченко уверенно опережает конкурентов, набрав 79,25%. Остальные не дотянули даже до 10%. Второе место прочно закрепилось за Ириной Ивановой из КПРФ (9,39%), третье – за Константином Сухенко из ЛДПР (3,85%). Как шутили журналисты, самая жаркая борьба могла развернуться между Андреем Петровым из «Родины» и Тахиром Бикбаевым, представляющим партию «Зеленые». У первого 2,37%, у второго – 2,16%. Действительно, при распределении последнего места можно было ожидать каких-то сенсаций, но даже здесь все с самого начала было стабильно, никто никого не обгонял.

После обработки первых 5% бюллетеней у Полтавченко было и вовсе под 90%. С правительственного канала не уставали сыпать эпитетами, смакуя цифру: гигантская, колоссальная, невероятная. Председатель Горизбиркома Алексей Пучнин был особенно рад тому, что «сорвалась» акция по «вежливому протесту» оппозиции. Последняя советовала избирателям портить бюллетени, чтобы снизить результат Полтавченко. Впрочем, больше человек предпочли высказаться против всех, чем голосовать за Петрова или Бикбаева. По сути, испорченные бюллетени заняли четвертое место в гонке.

Сам Полтавченко, комментируя итоги выборов, говорил о собранных им накануне белых грибах. Сюрреализм ситуации усугубила и фраза о том, что выборы прошли «без грязи», в доброжелательном и интеллигентном ключе. Это, видимо, как посмотреть.

Можно вспомнить всю захватывающую историю сначала. Как губернатор Полтавченко за два года до плановых выборов вдруг решил избираться досрочно. Причины, которыми он это объяснял, могли показаться уважительными только при очень-очень большой натяжке. Якобы градоначальнику именно через два года не хотелось отвлекаться на предвыборную кампанию. Но Полтавченко можно было понять. Все-таки в 2016 году российская внешняя политика в части присоединения новых территорий вряд ли была бы столь успешной.

Полтавченко, естественно, решил баллотироваться от «Единой России». Но конкуренции опасался как огня. Иначе почему его соперниками стали настолько малоизвестные личности? Положим, Сухенко и Иванова были выдвинуты парламентскими партиями, за ними хотя бы был какой-то ресурс. Но о существовании Петрова и Бикбаева Петербург не был осведомлен. Тем удивительнее было, когда они смогли преодолеть муниципальный фильтр. А лидер петербургских «эсеров», депутат Госдумы Оксана Дмитриева собрать необходимое количество подписей депутатов не смогла. Она много говорила о давлении на муниципалов со стороны Смольного, об угрозах и наказах ни под каким предлогом не поддерживать «Справедливую Россию» на губернаторских выборах. Но все это уже ни на что не влияло – конкуренция на выборах была убита в зародыше, весь процесс превратился в фарс.

Полтавченко и его конкуренты в течение двух месяцев разыгрывали спектакль под названием «интеллигентные выборы». Великолепная пятерка посещала разные мероприятия и даже всем составом участвовала в «дебатах» . Однако якобы из вежливости друг к другу кандидаты решили исключить возможность дискуссии. Стоит ли говорить, насколько «захватывающим» вышло это зрелище?

В предвыборный период теперь уже врио губернатора каждый день посещал то школу, то завод, то вручал очередные награды. То есть построил свою кампанию по принципу «глава региона должен работать». Да, Полтавченко намного увеличил свою активность, но и пиар-изысков ему не требовалось, так как победа была, можно сказать, в кармане. Впрочем, это не помешало неким сторонникам врио губернатора запустить целую сеть анкет в бюджетных учреждениях, чтобы собрать контакты тысяч его возможных сторонников.

Этим же бюджетникам затем рекомендовали пойти на досрочное голосование. С 3 сентября на избирательных участках началось столпотворение из тысяч и тысяч желающих . Ветеранов подвозили на больших экскурсионных автобусах, зачастую даже не ставя в известность, что после посещения Кронштадта или Пушкина они поедут голосовать. Горизбирком привычно не видел никаких нарушений. Явка на «досрочке» оказалась беспрецедентной – больше 9%.

Напомним, что досрочное голосование свели на нет после подозрительных выборов в 2009 году. Одной из причин стал скандал на выборах мэра Сочи, где заранее проголосовали чуть больше 10%. При этом 90% из этих голосов как раз предназначались кандидату-единороссу. Очень поучительная история, но Конституционный суд все-таки решил «досрочку» вернуть. Учитывая все пробелы в законах и плохую организацию избирательного процесса, она по-прежнему является возможным плацдармом для фальсификаций. Даже журналистам удалось доказать, что за губернатора при желании можно проголосовать дважды, а то и трижды.

Явка же в сам единый день голосования отнюдь не была высокой. На 18:00 Горизбирком заявлял о 25,76% проголосовавших с учетом досрочников.

Однако потом данные по явке перестали обновляться. После нескольких часов молчания стало известно, что явка волшебным образом выросла почти до 40%. Объяснить рациональными причинами такое вряд ли возможно.

Владимир Яковлев в 2000 году получил 72,69% голосов петербуржцев, Антатолий Собчак в 1991 году – 76%. Но кто думал, что Полтавченко превзойдет всех? Такие же высокие результаты были у Владимира Путина на выборах президента РФ на участках в Татарстане. Хотя до Чечни с ее 99% поддержки врио не дотянул.

Вопрос о том, пользуется ли Полтавченко народной любовью не лежит в области точных знаний. Но можно сказать уверенно, что это не самый яркий и заметный политик на памяти Петербурга. Полтавченко в принципе ничем не выделялся, как и подобает выходцу из КГБ. Узнаваемость его крайне низка, но, однако ж, он опередил многих глав регионов по результатам. Ответ на вопросы «как?» кроется в том, чтобы еще раз взглянуть на описанную только что историю о выборах в Петербурге – от их внезапного объявления до массового досрочного голосования.

Однако теперь изменить ничего нельзя, у нас новый губернатор со старыми проблемами. Оппозиция уже заявила, что эти выборы – «стыд, позор и унижение Петербурга». Однако при этом город, равнодушный к обманам и нарушениям, получил как раз такого градоначальника, которого на данный момент заслуживает.

Софья Мохова